Знаки препинания при междометиях кратко. "Междометие. Знаки препинания при междометиях". Знаки препинания при междометиях

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).

Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).

Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)

Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).

На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:

Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:

Уважаемый Иван Иванович!

Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните:

Здравствуйте, Иван Иванович!

В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.

Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).

Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:

О, зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).

Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?

Упражнение

  1. Чего тебе надобно_ старче? (Пушкин).
  2. Цыц_ проклятые_ как на вас погибели нет (Тургенев).
  3. Смилуйся_ государыня рыбка (Пушкин).
  4. Ты_ царица_ всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).
  5. Глупый ты бес_ куда ж ты за нами полез? (Пушкин).
  6. Прощай_ свободная стихия! (Пушкин).
  7. Да как же_ батюшка_ Илья Ильич_ я распоряжусь? (Гончаров).
  8. А посмотреть в лицо ему: фу_ какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово (Гоголь).
  9. Ага_ Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).
  10. Чем вы_ гости_ торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).
  11. Ба_ знакомые все лица! (Грибоедов).
  12. Здравствуй_ князь ты мой прекрасный! (Пушкин).
  13. Ах_ ты_ мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло (Пушкин).
  14. Государь ты наш_ Владимир Андреевич_ я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином (Пушкин).
  15. Барин_ не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).
  16. Ну_ Максимыч_ ступай себе с богом (Пушкин).
  17. Святители_ как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: фу_ какое пышное! а как глянула: солнце_ ей-богу_ солнце! (Гоголь).
  18. О_ боги_ боги_ за что вы наказываете меня? (Булгаков).
  19. О_ не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).
  20. Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи_ да скорея бы, скорея бы заморозки!» (Есенин).
  21. Неужели у вас нет хоть Погодинского издания_ генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).
  22. Ай-ай_ какой голос! (Гоголь).
  23. «Где это_ ты_ зверь_ отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).
  24. – О_ герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).
  25. «Стой_ Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после его вынесу» (Гоголь).
  26. За мной_ читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).
  27. «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя_ Ерофеев», – сразу подумал я про себя и сразу про себя рассмеялся (Ерофеев).
  28. Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король_ дон Румата... (Стругацкие).
  29. Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг_ что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).
  30. Четвертого дня прибыл я сюда_ любезный друг_ и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).
  31. – Ну_ брат Грушницкий_ жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).

Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!

Задачи

  • знакомство с междометиями как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;
  • формирование умения выделять междометие знаками препинания;
  • обогащение речи учащихся за счет использования в ней междометий;
  • воспитание у учащихся бережного обращения к слову

Оборудование: Детская энциклопедия «Я познаю мир» В.В. Волина, ООО «Фирма» «Издательство АСТ» 1998г.; раздаточный материал

Ход урока

I. Разминка

Записать предложение под диктовку, используя орфографическую защиту

Ах, как инте ресно за брать ся на о брыви стый берег ре ки Се верский До нец и нырнуть в теплую про зрачн ую воду.

Устно дать характеристику предложению

Найти в предложении дуплексив

Назвать в предложении самостоятельные и служебные части речи (одно слово осталось не названым)

Назвать общие признаки и различия служебных частей речи

Выступление 1 учащегося .

Ребята, разгадайте шараду.

1. Возьмите один из слогов существительного метеор.

2. Корень глагола ждать .

3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

5. Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.

Ответ учащихся: ме-жд-ом-ет-ие

Что вы можете теперь сказать о не названом слове из нашего предложения?

II.Новая тема

Знакомство с особой частью речи – междометием (материал заранее готовили учащиеся, используя книгу «Я познаю мир» В.В. Волиной)

Выступление 2 учащегося.

Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.

То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?

Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.

Слово учителя:

Запишите тему нашего урока и эпиграф.

Какая задача стоит перед нами?

(ребята пытаются сформулировать задачу урока, учитель затем объявляет все задачи)

Ребята, самостоятельно изучить теоретический материал вам поможет следующее задание: составьте текст из предложений. Предложения лежат в конвертах на ваших партах.

Что вы узнали о междометии?

Ответы учащихся:

Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.

Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.

К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.

Загадка: Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от ку-ку).

Выступление 3 учащегося : чтение стихотворения «Кукушка» А.Прокофьева:

Ку-ку. Ку-ку
У березы на суку.
Я толку:
-Ку-ку, ку-ку-
Я кукушка, лихоглазка,
Я из песни, я из сказки.

III. Закрепление

У нас в гостях посланцы страны Междометия. Гости зададут вам вопросы: (выступление 4 учащегося )

Что называется междометием?

(Междометия составляют особую часть речи)

Какую роль в предложении могут играть междометия?

(Не изменяются, не являются членами предложения, но могут употребляться в значении с другими частями речи)

Что выражают междометия?

(Чувства, настроение, но не называют их)

(выступление 5 учащегося )

Вспомните, какие междометия вы слышали: они выражают радость, торжество.

(Ах, браво, о)

Назовите междометия – сожаление.

Междометия, являющиеся выражением благодарности.

(Спасибо)

Где чаще всего в предложении стоят междометия?

(Я, могу предположить, что чаще всего междометия употребляются в начале предложения, например, записанное нами в начале урока предложение о Северском Донце)

Хотите узнать истории слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста ? У нас есть ребята, которые читали книгу «Я познаю мир».

Выступление 6 учащегося:

Баю-бай. Родное, знакомое всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.

Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.

Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!

Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы» , а точнее – аналогично современному приветствию.

Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.

Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.

Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста. Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю.

Выступление 7 учащегося: (на голове ученика бумажная шапочка, на которой написано слово междометие)

Ребята, вы узнаете: без чего в речи не обойдешься . Меня зовут междометие.

Я - самое важное слово. В разговоре без меня нельзя, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй!», « Привет!», « Пожалуйста!». Чуть что-то случилось – говорят: «Дело-табак», «Крышка!». И все эти ога, угу, ох и им подобное – мои родные братья

Выступление 8 учащегося: ученик читает стихотворение «Веселые рифмы» из книги «Я познаю мир» (ученики слушая, хором будут называть междометия)

«Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх
Произносит слово «Ах!»
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!»
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!»

(последнее предложение из стихотворения учащиеся запишут в тетрадь)

Слово учителя:

Вы много уже узнали о междометии, но есть еще материал, который помещен в учебнике. Он вам поможет ответить на итоговые вопросы урока.

(в конвертах уже лежат на партах вопросы)

IV.Итоги урока

Что понравилось на уроке?

Чему научились на уроке?

Что нового узнали на уроке?

V.Оценки за урок

VI. Домашнее задание

(задание с учетом изучаемой программы)

>>руский язык 7 класс >> Русский язык: Междометие. Его значение и роль в предложении. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях

Междометие как часть речи

Междометие (по-укр.: вигук) - особая часть речи, которая не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи и выражает чувства (ах, увы) и побуждения (прочь, айда, браво).
Междометия не изменяются и преимущественно не являются членами предложения.

Разряды междометий по значению
Междометия, Междометия, Этикетные Звукоподража-
выражающие выражающие междометия тельные
чувства побуждение междометия
(радость, (приказ, (приветствие, (передают
печаль, запрет, прощание, звуки
удивление, зов, оклик, извинение животных,
сожаление, привлечение и т. п.): природы,
страх,гнев, внимания здравствуйте, машин и т. п.):
возмущение, и т. п.): привет, ку-ку,
презрение, марш, прочь, прощай, мяу-мяу;
отвращение брысь, айда. спасибо, бац, бах,
и т. п.): стоп, караул извини, брязь;
о, ои, эх, увы, прости, дз-з-з,
ага, фи, прошу динь-динь
батюшки

Распределите междометия по разрядам в четыре колонки. Подберите к ним соответствия из украинского языка.
Ой, ох, хватит, извини, спасибо, тинь, брязь, ого, тс-с, айда, пожалуйста, мяу-мяу, ку-ку, прощай, тик-так, до свидания, м-у-у, кукареку, бе-е, ужас, батюшки, брось, увы, чу, алло, пока, эх.

Значение некоторых местоимений можно определить лишь из контекста, потому что одни и те же междометия служат для выражения разных чувств. Докажите, что междометие ах может выражать огорчение, испуг, радость, восхищение.

В устной речи междометия выделяются интонационно, а на письме - запятой или восклицательным знаком: Ох-ох, сколько воды утекло. Ау! Где вы?
Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение, знаками препинания не выделяются: Эй вы, люди, отзовитесь!

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните междометия.
1. Ух жарко!.. До полдня грибы собирали. 2. Довольно Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу родной! 3. Поймали ежа, заблудились немножко и видели волка... У-у страшный какой! 4. «Ну мёртвая!» - крикнул малюточка басом, рванул под уздцы и быстрей зашагал. 5. Дорога везде чародею. Чу Ближе подходит седой.

Спишите, раскрывая скобки.
1. Ушица, ей(же)ей, на славу сварена (И. Крылов). 2. Вся столица содрогнулась, а девица - хи (хи) хи да ха (ха) ха! (А. Пушкин). 3. Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин (дин) дин (А Пушкин). 4. Э (ге) ге, думаю, ты тут и вправду заночуешь (А. Куприн). 5. Тут в это время басы берут: гу (гу) гу (А. Чехов).
Помните: повторяющиеся междометия пишутся через дефис: эх-эх, ей-же-ей, о-го-го.

Сделайте устный или письменный разбор междометий из предыдущего упражнения по предложенной схеме и образцу.

Морфологический разбор междометия
I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:
1. Разряд.
2. Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора
Знакомые всё лица! (А. Грибоедов).
Устный разбор
I. Ба - междометие.
II. Морфологические признаки:
1. Выражает чувство (удивление).
2. Неизменяемое
III. Синтаксическая роль: не является членом предложения.
Письменный разбор

I. Ба - межд.

II. Выраж. чувство (удивление), неизм.

III. Не чл. пр.слово.

Н.Ф.Баландина, К.В. Дегтярева, С.А.Лебеденко, Русский язык 7 класс Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы
  1. Междометия выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации: «Ох, батюшка, осьмнадцать человек», - сказала старуха, вздохнувши (Н. Гоголь); Эй, Фетинъя, принеси перину, подушки и простыню (Н. Гоголь); Жизнь, увы, не вечный дар! (А. Пушкин); Чу, так и есть! вон скачут. Э-ге-ге, да так шибко; уж не генерал ли? (А. Пушкин).
Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: Эй! Садись ко мне, дружок (Н. Некрасов); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет (Н. Гоголь); И! Пахомовна, у нас, что свисти, что нет: а денег все нет как нет (А. Пушкин).
  1. Не ставится запятая внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох и, ох эти, эк его и т. п.: Ох эти сплетницы!; Ух и радость!; Ах ты безобразник!; Эк его разобрало (Н. Гоголь). Запятыми не отделяются и частицы о, ну, ах, ох (в отличие от междометий). Частица о чаще всего употребляется при восклицательном обращении и перед словами да и нет: О нет, мой младенец, ослышался ты (В. Жуковский). Частица ах обычно употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение: Ах ты, степь моя, степь привольная (А. Кольцов); Ах ты, обжора! (И. Крылов). Частица ну употребляется с усилительным значением: Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). Частицы, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значении ‘очень, весьма, страшно’, ‘замечательный, изумительный, ужасный’), запятыми не выделяются: ...Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка (Н. Гоголь); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Г. Успенский).
  2. Если рядом стоят несколько междометий или звукоподражательных слов, то они разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Цып, цып, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» - ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (И. Гончаров).
  3. Отделяются запятыми некоторые междометные выражения: Слава богу, ничего не случилось плохого. Но выражение черт знает запятыми не отделяется, если оно употреблено в значении ‘неизвестно’ или говорится о чем- то плохом или хорошем: Я сегодня черт знает сколько выпил (А. Куприн); Черт знает до чего хороша его подружка!

Еще по теме ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ:

  1. Знаки препинания при обращениях, словах-предложениях, междометиях

Были времена, когда мы писали друг другу открытки, записки, письма и телеграммы. Сегодня все чаще шлем эсэмэски. Сообщения стали лаконичнее, но, по большому счету, суть от формы передачи информации не меняется.

Чаще всего невозможно, а порой просто невежливо игнорировать обращение, даже если вы шлете сообщение на конкретный телефонный номер. Обращение не формальность. Оно привлекает внимание слушающего или читающего, настраивает на диалог.

Но чтобы правильно употреблять обращение и знаки препинания при нем, нужно запомнить несколько правил.

Что такое обращение?

В самом термине «обращение» уже передана его суть. Это одно или несколько слов, привлекающих внимание адресата, заставляющих выслушать говорящего, побуждающих к действию и др. Обращение произносится с особенной, звательной интонацией и с паузой в конце:

«Петров! Встань и покинь класс!».

«Где твой дневник, Сережа?».

Обращение в большинстве случаев представлено словом, выраженным существительным, — это имя или фамилия человека.

«Смотри, Петя, не ошибись».

Также это может быть кличка животного:

«Шарик, ко мне!».

Обращением может выступать междометие или местоимение (чаще всего идущее вслед за междометием):

"Эй, вы! Да заканчивайте уже!".

Обращение может представлять собой неодушевленное существительное или даже географическое наименование (особенно такие обращения характерны для художественной речи):

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

(С. Есенин, «Не жалею, не зову, не плачу...»)

Обращение обособляется не только интонационно. Как не ошибиться при расстановке знаков препинания при обращении? Правила помогут разобраться в этом вопросе.

Обращения нераспространенные и междометные

Это обращения, выраженные одним словом:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...

(К.М. Симонов)

Или вот как ластится Лисица к Вороне в басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица":

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица...

Роль обращений могут выполнять междометия:

"Эй! А пойди-ка сюда!".

Не следует путать обращения с междометиями. Последние, в отличие от обращений, придают сообщению дополнительный эмоциональный настрой и выражают отношение говорящего к собеседнику.

Междометия также выделены особой интонацией, а в письменной речи обособлены пунктуационно:

О, зачем я не птица, не ворон степной!

(Лермонтов)

Многие правила в русском языке имеют исключения, и их надо запоминать. Так и в случае с правильной постановки знаков препинания при обращениях и междометиях. Если обращению предшествует междометие «о», то запятую между междометием и обращением не ставим:

Не прав твой, о небо, святой приговор...

(Лермонтов)

Подсказкой в этом случае вам должна послужить интонация: обращение «о небо» звучит как одно целое.

А вот какой пример находим в пьесе-сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца»:

Ай да ухарь! Ай да хват!

На сколькех же ты женат?

Али ты сосватал сразу

Цельный ткацкий комбинат?

В первых двух восклицаниях обращений нет. В них имеются междометия «ай да», выражающие удивление, в сочетании с существительным-определением. Первые два предложения синтаксически простые односоставные.

У тебя, Федот, жена

Хоть умна, да все ж одна!

Распространенные обращения

Это обращения, состоящие из двух или более слов:

«Приветствую тебя, дорогой мой друг!».

Внутри таких обращений знаков препинания не ставим.

Как частный случай — обращения с существительными могут объединяться с междометиями:

Ах ты, душечка, красна девица,

Мы пойдем с тобой, разгуляемся...

(Из русской народной песни)

Правило для постановки знаков препинания внутри такого обращения (то есть состоящего из определения, определяемого слова и местоимения) говорит о том, что запятые в большинстве случаев не нужны:

Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

(А.Н. Островский)

Если обращение, состоящее из нескольких слов, разрывается членами предложения, каждую из частей обращения следует обособить:

Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

(Э. Багрицкий)

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

Само обращение может стоять в любом месте фразы по воле говорящего. Оно должно быть обособлено запятыми от слов, несущих основную информационную нагрузку в предложении.

«Гражданочка, успокойтесь, садитесь и давайте поговорим».

«В последнее время ты, Алеша, ровным счетом ничего не сделал».

«И тебе доброго пути, голубчик».

Более эмоциональное обращение может быть отделено восклицательным знаком:

«Граждане пассажиры! Просим вас не курить в салоне!».

Предложение может иметь не одно обращение. В таком случае они обособляются как однородные и согласно общим правилам:

«Давай-ка, Иванушка, соберись, сокол ты мой ясный, да отправляйся в путь».

Если обращению предшествует частица «о», то она отделяется запятой или восклицательным знаком. Она выделена той же звательной интонацией и, по сути, дублирует его, поэтому нуждается в обособлении:

О, кто-нибудь,

чужих людей соединенность

и разобщенность

близких душ!

(Е. Евтушенко)

Обратите внимание, что частицы «а» и «да», находящиеся между повторяющимися обращениями, запятыми не отделяем:

— Барин, а барин! — промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом...

(И.С. Тургенев)

Эмоции и знаки препинания

Рассмотрим особенности обращения и знаков препинания при нем.

Запятой обособляются обращения, если говорящий спокоен:

«Вот видишь ли, сынок, как бывает...».

И восклицательным знаком — если мы поздравляем кого-либо с праздником. Или побуждаем принять решение, предлагаем поторопиться. Или сообщаем о каком-либо экстраординарном событии.

«Дамы и господа! Позвольте представить вам нашего нового гостя...».

«Граждане! Товарищи! Голубчики! Да будьте же вы, наконец, людьми!».

Запятые передают спокойствие, восклицательный знак — эмоциональность и даже взвинченность. При этом суть сообщения не обязательно находится в прямой связи с настроением передающего его. Точка или запятая там, где был бы более уместен восклицательный знак, сообщит о равнодушии или иной эмоции, не характерной для события:

«Уважаемый Александр. Примите мои искренние поздравления с новым назначением».

Таким образом, у обращений на письме иногда возникает дополнительная смысловая нагрузка: знаки препинания при них и то, как подано сообщение, могут сказать порой больше, чем информация, которую оно несет.

Как уже указывалось выше, обращение может лишь формально выглядеть таковым и вовсе не нести никакой «обратительной» функции. В этом случае оно украшает речь, выражая отношение говорящего к предмету или явлению, привносит в текст необычные смысловые оттенки.

О времена, о нравы!

Став поговоркой, эта фраза лишь формально выглядит как обращение, но по смыслу, конечно, таковой не является.

Особые случаи

Не следует путать обращения с вводными словами и словосочетаниями. И те и другие не имеют предикативной основы, а значит, не могут быть членами предложения. Но вводные слова не привлекают внимание собеседника, в сообщении они несут другую функцию. Уточняя смысл сказанного, они дополняют, заостряют внимание на чем-либо:

«Таким образом, нам с вами необходимо принять во внимание существующую расстановку сил».

«Как вы понимаете, суть ситуации в следующем...».

Правило расстановки знаков препинания при обращениях и вводных словах требует обособления запятыми.

Обратите внимание, что предложение может содержать как вводные слова, так и обращение:

«Видите ли, Василий, сейчас совсем не то, что раньше. Иные у нас дела».

«Видите ли» — вводное словосочетание, «Василий» — обращение.

Междометия чаще всего не могут выступать членами предложения. Но иногда они приобретают несвойственные им синтаксические функции и «перерастают» в самостоятельные члены предложения:

«Порыбачили, накупались вволю, а потом айда по домам!».

«Разбежался и в воду ух!».

Междометия «айда» и «ух» в приведенных примерах выступают сказуемыми.

В иных случаях стоит подвергать сомнительные предложения с якобы имеющимися в них обращениями синтаксическому анализу. Тем более что некоторые слова, являясь членами предложения, могут брать на себя и функции обращения. Всем нам памятны такие примеры:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

(Н.А. Некрасов)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась...

(А.С. Пушкин)

«Выдь на Волгу» и «ты помнишь» — части сложных предложений, интонационно выполняющих роли обращений.

Мы рассказали об обращении и знаках препинания при нем. Важно правильно обособлять их от членов предложения, чтобы читатель смог понять суть информации, которую хочет донести до него автор.

Похожие статьи