Танки рено первой мировой войны. Лучший танк первой мировой. Эксплуатация и боевое применение

Поделись и выиграй от 100 золота

Рено FT-17 (Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917) (фр. Renault FT-17) - первый серийный лёгкий танк. Первый танк, имевший башню кругового вращения (360 градусов), а также первый танк классической компоновки (отделение управления - впереди, боевое - в центре и моторное - сзади). Один из самых удачных танков Первой мировой войны.

Разработан в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Выпущено около 3500 экземпляров. Кроме того, Рено FT-17 выпускался по лицензии в США под названием M1917 (Ford Two Man) (выпущено 950 экземпляров) и в Италии под названием FIAT 3000. Модифицированная копия выпускалась также в Советской России под названием «Рено русский». Применялся вплоть до начала 1940-х годов.

Прототип был постепенно доведен до приемлемого состояния в течение первой половины 1917 года. В начале производства танки FT-17 часто имели проблемы с приводным ремнем вентилятора радиатора и системой охлаждения. Только 84 были изготовлены в 1917 году, но до конца войны было поставлены 2697 танков. В общей сложности было выпущено по крайней мере 3177 единиц (возможно, больше: по некоторым оценкам, всего более, чем 4000 единиц всех версий машины). Так или иначе, 3177 танков было поставлено французской армии, и дополнительные 514 единиц, возможно, были поставлены непосредственно армии США, и приблизительно три танка - итальянской армии.

6-тонный танк M1917 - (англ. Six-ton Tank M1917), также известный как «Форд-двухместный» (англ. Ford Two-man) - лёгкий танк США периода Первой мировой войны, вариант Рено FT-17. Производился серийно с октября 1918 года, общий выпуск составил 952 машины в нескольких вариантах. В Первой мировой войне эти машины принять участия не успели, однако использовались для учебно-тренировочных целей до конца 1930-х годов, а с началом Второй мировой войны многие из оставшихся M1917 были переданы Великобритании и Канаде, для использования в том же качестве.

На основе FT-17 свой танк создали итальянцы. «Fiat 3000» (L5/21) и Fiat 3000B (L5/30). Разработку танка осуществили фирмы «Ансальдо» и «Бреда», а заказ на производство 1400 машин был размещён на фирме «Фиат». По сравнению с FT-17 «Фиат 3000» был более лёгким и скоростным. До появления в 1929 году английских танков «Карден-Лойд» Mk VI «Фиаты 3000» были единственными машинами, которыми в большом количестве располагала итальянская армия. Итальянцы использовали их в Абиссинии, Ливии и даже в самой Италии. В последний раз «Фиаты 3000» принимали участие в боевых действиях в ходе высадки союзных войск на Сицилии.

Также вариант FT-17 производился в Советской России. Танк КС (сокращение от «Красное Сормово», также известный как «Танк М» и «Рено русский»), представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Выпускался в 1920 году мелкой серией на Сормовском заводе. Произведено всего 15 машин, каждая с личным названием, как у корабля - «Борец за свободу тов. Ленин», «Борец за свободу тов. Троцкий», «Пролетарий» («Пролетариат»), «Красный боец», «Парижская коммуна», «Буря», «Гроза», «Илья Муромец», «Победа», и т.п. Участия в каких-либо боевых действиях танки не принимали.

Позже, в 1925-27 годах, на основе FT-17 и «Fiat 3000» был создан первый советский крупносерийный танк Т-18 (или МС-1). Производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х - начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938-1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве эти танки ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальном её этапе.

Рено FT-17 был сравнительно простым танком; характеризовался небольшим давлением на грунт - 0,6 кг/см², что важно при движении по пересечённой местности. Танк мог преодолевать окопы шириной до 1,8 метра и склоны до 35°.

Первая танковая часть на территории бывшей Российской империи - танковый дивизион при Совнаркоме Советской Украины - была создана в Харькове краскомом Селявкиным в 1919 г. из трофейных танков Рено FT-17, захваченных под Одессой (станция Березовка). Впоследствии первая в СССР танковая часть была преобразована в Танковую эскадру РККА (т. н. «лефортовскую») (1922), основной ударной силой которой были трофейные британские танки Mark V.
- Брестская крепость: 14 сентября 1939 г. 77 танков германской 10-й танковой дивизии попытались взять город и крепость с налета, но были отбиты польской пехотой при поддержке 12 танков FT-17.

Renault FT

лучший танк первой мировой

Прототипом танка Renault FT-17 стал Александра Пороховщикова.

Жан-Батист Эжен Эстьен (1860-1936). После войны был объявлен отцом французского танкостроения. Умер в почёте и уважении.

Луи Рено (1877-1944). После создания FT-17 и его успешного применения стал национальным героем Франции и кавалером ордена Почётного Легиона. Однако после освобождения Парижа был обвинён в коллаборационизме, арестован и умер в тюрьме при загадочных обстоятельствах. Фирма была национализирована.

Танк Renault FT-17 стал одной из самых выдающихся танковых конструкций за всю историю танкостроения. История этого танка началась в декабре 1915 года, когда член французского Консультативного комитета по артиллерии специального назначения полковник Жан-Батист Эжен Эстьен, побывав в союзной французам России, познакомился с проектом , созданного Александром Пороховщиковым. Заплатив кому следует в русском военном министерстве, Эстьен добился закрытия финансирования проекта Пороховщикова, а приплатив ещё кой-кому, получил подробные чертежи русской конструкции.
Вернувшись во Францию, Эстьен предложил эти чертежи Луи Рено – владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы. Рено, подробно ознакомившись с чертежами, отказался от покупки, мотивируя отказ отсутствием опыта постройки подобных машин. Однако русский проект был простым, как всё гениальное, и Рено, обладавший отличной зрительной памятью, смог довольно точно восстановить эти чертежи, вернувшись с переговоров. Не теряя времени, Рено занялся постройкой собственного варианта русского Вездехода.
Общая компоновка танка (отделение управления – спереди, боевое – посередине, а силовое – сзади), признанная теперь классической, была полностью заимствована у русского образца. Кроме того, в то время как англичане готовили к производству танк со спонсонным расположением вооружения, а фирма Сен-Шамон строила танк с казематным расположением орудия, Рено (точнее, не сам Рено, а конструктор его компании Рудольф Эрнст-Мецмаир) расположил вооружение в башне кругового вращения, как это было на Вездеходе.
Однако, в конструкцию Вездехода были внесены и кое-какие изменения. Прежде всего, Рено отказался от моногусеницы и колёсного управления. Вместо этого он использовал идею другого русского изобретателя Фёдора Блинова – ещё в 1880 году этот изобретатель-самоучка, вышедший из среды волжских бурлаков, изобрёл гусеничный движитель, а в 1888 построил гусеничный вагон, обладавший завидной проходимостью. Именно такой движитель и применил Рено на своём детище. Кроме того, Рено вполне справедливо счёл, что одному танкисту будет трудновато одновременно вести и машину, и пулемётный огонь, и ввёл в экипаж помимо водителя ещё и башенного стрелка. В довершение всего располагавшийся спереди ленивец был сильно увеличен в размерах, что позволяло танку брать 60-сантиметровые вертикальные препятствия.
В декабре 1916 года модель танка была представлена Консультативному комитету по артиллерии специального назначения, в котором теперь председательствовал всё тот же полковник Эстьен. Он заявил, что Франции нужны не лёгкие вуатюретки , а тяжёлые танки наподобие британских, а потому коми тет отдаёт предпочтение моделям Schneider CA1 и Saint Chamond. Теперь Рено вынужден был заплатить Эстьену гораздо больше, чем тот просил за чертежи, но Рено это не огорчило – он знал, что даже если бы он тогда честно заплатил за чертежи, Эстьен всё равно потребовал бы с него взятку за оформление госзаказа на его танки.
Вопрос был решён, и вскоре прототип был допущен на государственные испытания, которые начались 10 апреля и закончились полным успехом. Однако теперь Эстьен за госзаказ в 150 танков потребовал от Рено не просто денег, а часть акций его предприятия. Такую наглость Рено стерпеть уже не смог и предложил пакет акций своей компании видному политику Александру Мильерану, который ещё недавно был военным министром, а вскоре стал премьер-министром Французской республики. После этого вопрос с госзаказом тут же решился.
Как только вопрос был решён, Рено получил заказ сразу на тысячу машин. Все они должны были иметь 8-миллиметровый пулемет Hotchkiss , но военные предложили вооружить часть танков 37-мм пушкой. Дело в том, что главную опасность для атакующей французской пехоты представляли немецкие пулемётчики. Их пулемёты были прикрыты щитами, и потому расчёты были неуязвимы для винтовочных пуль. Пушка же Гочкисса Puteaux SA 18, первоначально создававшаяся как траншейное орудие mod. 1916 TR, несмотря на довольно слабые ТТХ, была идеальным средством борьбы с пулемётными гнёздами: её 434-граммовый чугуный снаряд, имевший 402-метровую начальную скорость, пробивал пулемётный щиток, после чего срабатывал донный взрыватель, и 18 граммов содержавшегося в снаряде чёрного пороха раскалывали снаряд на 3-4 осколка, поражавшие пулемётчика и его помощника.
Впоследствии именно пушечный вариант и стал основным. Предполагалось, что завод фирмы Renault в Бийянкуре сможет выпустить к сентябрю 750 танков; однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказать в Англии, так как фирма Армстронг смогла дать чиновникам французского военного министерства гораздо больший откат, чем родные французские сталелитейные заводы, но получив заказ, выполняла его с нарушением и сроков, и качества.


1 – 37-миллиметровая пушка SA-18, 2 – ленивец, 3 – ведущее колесо, 4 – кронштейны крепления ящика ЗИП, 5– крышки моторно-трансмиссионного отделения, 6 – входные люки, 7 – откидной колпак командирской башенки, 8– крышка горловины топливного бака, 9 – окно вентилятора, 10 – крышка горловины радиатора, 11 – глушитель, 12 – буксирные серьги, 13 – хвост 14 – окно прицела, 15 – люк башенного стрелка

Производственные проблемы предельно обострились после 20 июня, когда заказ был увеличен до 3500 машин, причем все они требовались к весне 1918 года. Пришлось привлечь к постройке другие фирмы, и в результате заказ распределился таким образом: Рено – 1850 танков, Берлие – 800, Шнейдер – 600 и Делоне-Бельвиль – 280 танков. Рено смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре. Одну из них сразу отправили в США, где предполагалось изготовить 1200 танков. От остальных французских фирм танки начали поступать только в середине 1918 года. Существуют несколько версий по поводу происхождения аббревиатуры FT в названии танка (одна из них от слов faible tonnage – легкий вес). На деле же все было гораздо проще. Все транспортные средства фирмы Renault получали буквенные индексы: легковые машины AG, артиллерийские тракторы – EG, грузовики – FV. Полное официальное название нового танка – Char leger Renault FT modele 1917, в обиходе же его сократили до более краткого FT-17.

Renault FT-17 имел корпус простой формы, собиравшийся на каркасе из уголков и фасонных деталей. Ходовая часть состояла из четырех тележек – одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Блокированная подвеска покоилась на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный хвост на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения. Во время марша на хвосте мог располагаться полезный груз или 2-3 пехотинца. На танке был установлен четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель от грузовика Renault рабочим объёмом 4,48 литра и мощностью в 35 лошадиных сил. Крутящий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще запасной). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, вращалась вручную. Боеукладка снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения.

Помимо сложной и трудоемкой при изготовлении литой башни, выпускалась клепаная, восьмигранная. С самого начала выпуска FT-17 производился в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (радиотанк TSF) и огневой поддержки (Рено BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху неподвижной башне. Правда, последним в боях поучаствовать не довелось – ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны.

Звёздный час танков FT-17 настал во время Второй битвы на Марне. Именно тогда, 31 мая 1918 года, когда немцы вновь, как в августе 1914, были в 33 километрах от Парижа, у местечка Сен-Пьер-Эгль состоялось массовое применение лёгких французских танков. Наступавшие немцы, артиллерия которых отстала, ничего не могли им противопоставить. Лишь два танка им удалось подбить огнём из... миномётов.

Ко времени перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 танков Рено. Однако общий заказ оказался значительно более крупным – между февралем 1917-го и ноябрем 1918 года было заказано 7800 танков. Таким образом, FT-17 стал самым массовым танком первой мировой войны и вдобавок самым воюющим. За период с 31 мая по 11 ноября 1918 года они провели 3292 боя, в ходе которых 440 машин было потеряно.
Первой иностранной армией, принявшей FT-17, стала американская, которая получила 514 танков французского производства и с успехом использовала их в боях в сентябре – ноябре 1918 года.
Производство же собственных задерживалось из-за необходимости перевода размеров из метрической системы в дюймовую, принятую в США. Кроме того, производство двигателей Рено развернуть в США не удалось, и на танки пришлось устанавливать американский мотор Буда мощностью 43 л. с. Всего было заказано 4440 6-тонных танков модели 1917 года, однако в связи с окончанием войны на американских заводах изготовили только 950 танков, которые и составили в 20-30-е годы основу броневых сил армии США. В 1940 году американцы передали 329 6-тонных танков Канаде и 212 – Англии для тренировки и обучения экипажей.
Италия получила три FT в июне 1918 года, однако новых поставок из Франции не последовало. Программа строительства этих танков в Италии была закрыта сразу после окончания войны. Зато на базе Рено итальянцы разработали проект собственного танка – Фиат-3000 . Эта машина создавалась в содружестве фирм Фиат, Ансальдо и Бреда с использованием итальянских узлов и агрегатов. По сравнению со своим французским прототипом итальянец оказался легче и существенно быстроходнее. Первый вариант вооружался двумя 6,5-мм пулеметами. В 1929 году танк получил 37-мм пушку, которой перевооружили 48 из имевшихся в войсках машин. Кроме того, на них улучшили ходовую часть и установили более мощный двигатель. До начала 30-х годов Фиаты составляли основу танкового парка итальянской армии. Они воевали в Эфиопии, Греции, Албании, Югославии, а также на острове Сицилия в 1943 году.

Участвовали танки FT-17 и в военной интервенции против Советской России: 18 декабря 1918 года подразделение Рено FT-17 выгрузилось в Одессе. Впервые эти танки вступили в бой против Красной Армии 7 февраля 1919 года, когда совместно с бронепоездом белых они поддерживали атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою под Березовкой, один танк был поврежден и захвачен красноармейцами.
Трофейный танк был отправлен в Москву в качестве подарка Ленину. 1 мая 1919 года танк участвовал в праздничном параде на Красной площади. Ленин заинтересовался машиной и дал указание организовать производство аналогичных танков. С этой целью осенью 1919 трофейный Рено был доставлен на Сормовский завод. С сентября по декабрь 1919 года конструкторы Сормовского завода во главе с Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым всесторонне изучали танк и разрабатывали чертежи для изготовления аналогичной машины. Вскоре танк удалось запустить в мелкую серию, и до конца 1919 года было выпущено 15 машин КС.

, созданный на основе Renault FT-17

Случаи наиболее массового применения FT-17 в межвоенный период имели место в ходе советско-польской войны 1920 года. Франция передала Польше танковую часть, в которой имелось 120 Рено (72 пушечных и 48 пулеметных). На основе этой части был сформирован 1-й польский танковый полк, подразделения которого участвовали в боях с Красной Армией под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Часть вышедших из строя танков устанавливали в железнодорожных полувагонах, которые превращались, таким образом, в импровизированные бронепоезда. Потери поляков составили 19 танков, семь из которых стали трофеями Красной Армии. После войны Польша получила небольшое количество танков для восполнения потерь, и к середине 30-х годов в польской армии имелось 174 Рено разных вариантов. Помимо Польши Рено FT-17 стали стандартными машинами целого ряда государств. Финляндия получила 32 танка еще в 1919 году; в 1924-м 12 FT приобрела Эстония. Последние совместно с четырьмя английскими МкV составили две роты в ее автотанковом полку. В 1923 году 12 машин получила Литва. В отличие от обычных эти танки были вооружены пулеметами Максим германского образца калибра 7,92 мм с водяным охлаждением. Латвия оказалась единственной страной региона, не получившей FT, но в 30-х годах она приобрела шесть танков Fiat-3000. Вплоть до 1940 года 48 танками Рено располагала Югославия. Бельгия имела 54 машины, находившиеся на вооружении армии до 1934 года, а затем переданные в жандармерию. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по нескольку машин для проведения испытаний. Крупнейшим покупателем за пределами Европы стала Бразилия, первой в Латинской Америке получившая танки. Танковая часть в Рио-де-Жанейро насчитывала 40 FT-17.
В разное время Рено получили воевавшие между собой Греция и Турция; они применялись в Сирии, в Марокко, воевали в Китае.

Когда началась гражданская война в Испании, республиканцам достался 1-й танковый полк в Мадриде. На стороне же франкистов действовал 2-й танковый полк, дислоцировавшийся до войны в Сарагосе. .
В самой Франции Рено FT-17 составляли основу танкового парка до середины 30-х годов, когда их начали вытеснять R-35 и Н-39, их прямые наследники. В 20-х годах французы предприняли ряд попыток модернизировать Рено, создав модификации М24/25, М26/27, NC-1, NC-2 и NC-3, ни одна из которых в массовое производство не пошла. Эти модификации отличались от базового варианта, главным образом, ходовой частью, более мощным двигателем, что позволяло улучшить маневренные качества танка. Но все они сохраняли прежним вооружение и состав экипажа.
Танк NC-1 в 1927 году был закуплен и Японией. Японцы модернизировали эту машину, оснастив ее 57-мм пушкой и дизелем мощностью 75 л. с. Танк, получивший название Тип 89 Оцу , участвовал в боевых действиях в Маньчжурии в 1931–1933 годах, во второй японо-китайской войне и советско-японском конфликте на реке Халхин-Гол .
К началу второй мировой войны Рено еще имелись в армиях Польши (70 штук и 32 в качестве бронедрезины R), Греции, Югославии, Румынии, Финляндии (некоторое число из них использовалось в качестве ДОТов на линии Маннергейма в 1939 году) и самой Франции, в которой 536 машин имелось в войсках и еще больше на складах. Причем в 30-х годах пушечные Renault были разоружены, так как 37-мм пушки понадобились для вооружения новых танков R-35 и Н-39, а на пулеметных 8-мм Гочкисы были заменены на новые 7,5-мм пулеметы образца 1931 года.
Эти танки получили обозначение FT-31 . Всего во Франции немцы захватили 1704 Renault FT . Они использовались для полицейских целей и охраны аэродромов. Во время сооружения Атлантического вала небольшое число башен от FT использовалось для ДОТов; однако башни от R-35 и H-39 имели более толстую броню и оказались предпочтительней. Иногда FT просто закапывали в землю – во всяком случае, такой танк был встречен в 1944 году американцами после высадки в Нормандии. Вероятно, последнее боевое использование ветерана Renault FT имело место в 1945 году, когда подразделение этих танков вступило в бой с японцами, штурмовавшими Ханойскую крепость.

Renault FT-17, некогда состоявший на вооружении королевской армии Афганистана.

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

В какой стране больше всего убийств?

Что Россия экспортирует и что импортирует

История чина прапорщика→

Истребитель И-5→

Рено FT-17

Рено FT-17

Весной 1918 года немцы перешли в решительное наступление на Западном фронте. К концу мая они оказались уже в 35 км от Парижа у местечка Виллер-Котре. 3 июня 1918 года на юго-восточной опушке большого леса вокруг Виллер-Котре - леса Рец, германское командование вводит в бой 28-ю резервную дивизию. Она являлась «ударной», имела усиленные штаты, была соответствующим образом снаряжена и в течение нескольких месяцев обучалась в тылу. Несмотря на упорное сопротивление французов, немецкая пехота поначалу добилась некоторых успехов, которые стоили ей, правда, огромных потерь. Оборону французов поддерживали исключительно удачные действия артиллерии и авиации, постоянно находившейся в воздухе.
В 6 часов 30 минут утра из выдающегося на угла леса внезапно появилось 5 французских танков. Два из них почти сразу были остановлены минометным огнем (вероятно, настильной стрельбой), а остальные три продолжили атаку. В ходе боя два танка прорвались в глубь немецких позиций и попали в окружение. Против них немцы бросили пехотный полк и два батальона дивизионного резерва. Объединенными усилиями им удалось вывести оба танка из строя и взять в плен их экипажи.
«Разве этот отчет о сражении... не является потрясающим? Разве можно в бою желать большего, как с 6 солдатами, обслуживающими 3 боевые машины, сломать фронт такого отважного и опытного противника на протяжении свыше 1 км? Разве одновременно не трогательно и ужасно, что пять батальонов должны были соединиться для того, чтобы побороть эти три стальные коробки? И это через шесть месяцев после Камбрэ! Почти через два года после первого появления танков!»
Вот так, быть может, несколько эмоционально оценивает результаты этого боя австрийский генерал Эмансбергер в своей книге «Танковая война», изданной в Мюнхене в 1934 году.
Читатель, наверное, уже догадался, что в этом бою боевое крещение приняли «Рено» FT-17, ставшие, без сомнения, одной из самых выдающихся конструкций танков за всю их историю. Их компоновка (отделение управления - впереди, боевое - посередине, силовое - сзади) признана классической и широко распространена и по сей день.
В декабре 1915 года «отец французских танков» полковник Ж. Этьен предложил Луи Рено-известному конструктору и владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы, осуществить идею постройки легкого танка. Рено отказался от предложения Этьена, мотивируя отсутствием опыта постройки подобных машин. Несмотря на это, в следующем году Рено получил заказ на разработку танка, который, по-видимому, стал детищем совместной работы Рено и Этьена. В декабре 1916 года танка была представлена Консультативному комитету по артиллерии специального назначения; первые прототипы последовали в феврале и марте 1917 года. Официальные испытания начались 10 апреля и закончились полным успехом. Консультативный комитет немедленно выдал заказ на 1000 машин. Все они должны были иметь 8-мм пулемет Гочкиса, но Этьен предложил вооружить часть танков 37-мм пушкой.
Предполагалось, что завод фирмы «Рено» в Билланкуре сможет выпустить к сентябрю 750 танков; однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказать в Англии, так как французские заводы смогли начать производство брони для нового танка только с октября 1917 года. Производственные проблемы предельно обострились после 20 июня, когда заказ был увеличен до 3500 машин, причем все они требовались к весне 1918 года. Пришлось привлечь к постройке другие фирмы, и в результате заказ распределился таким образом: «Рено» - 1850 танков, «Берлие» -800, «Шнейдер» -600 и «Делоне-Бельвиль» -280 танков. «Рено» смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре. Одну из них сразу отправили в США, где предполагалось изготовить 1200 танков. От остальных французских фирм начали поступать только в середине 1918 года.
Существуют несколько версий по поводу происхождения аббревиатуры FT в названии танка (одна из них от слов faible tonnage - легкий вес). На деле же все было гораздо проще. Все транспортные средства фирмы «Рено» получали буквенные индексы: легковые машины AG, артиллерийские тракторы - EG, грузовики - FV. Полное официальное название нового танка - «Char leger Renault FT modele 1917», в обиходе же его сократили до более краткого FT-17.
Несколько слов о конструкции танка. Он имел корпус простой формы, собиравшийся на каркасе из уголков и фасонных деталей. Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска - блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы имел съемный «хвост» на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения. Во время марша на хвосте мог располагаться полезный груз или 2-3 пехотинца. На танке был установлен карбюраторный «Рено». Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой (в кормовой части башни имелся еще запасной). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, вращалась вручную. Боеукладка снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Помимо сложной и трудоемкой при изготовлении литой башни, выпускалась клепаная, восьмигранная.
С самого начала выпуска FT-17 производился в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском («радиотанк» TSF) и огневой поддержки («Рено» BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и невращающейся башне. Впрочем, последним в боях поучаствовать не довелось - ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны.
Ко времени перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 танков «Рено». Но общий заказ оказался значительно большим, ибо между февралем 1917-го и ноябрем 1918 года было заказано 7800 танков. Таким образом, FT-17 стал самым массовым танком первой мировой войны и вдобавок самым воюющим. За период с 31 мая по 11 ноября 1918 года они имели 3292 встречи с врагом, в ходе которых 440 машин было потеряно.
Первой иностранной армией, принявшей FT-17, стала американская, которая получила 514 танков французского производства и с успехом использовала их в боях в сентябре - ноябре 1918 года. Производство же собственных задерживалось из-за необходимости перевода размеров из метрической системы в дюймовую, принятую в США. Кроме того, производство двигателей «Рено» развернуть в США не удалось, и на танки пришлось устанавливать американский «Буда» мощностью 43 л. с. Всего было заказано 4440 «6-тонных танков модели 1917 года», однако в связи с окончанием войны на американских заводах изготовили только 950 танков, которые и составили в 20-30-е годы основу броневых сил армии США. В 1940 году американцы передали 329 6-тонных танков Канаде и 212- Англии для тренировки и обучения экипажей.
Италия получила три FT в июне 1918 года, однако новых поставок из Франции не последовало. Программа строительства этих танков в Италии была закрыта сразу после окончания войны. Зато на базе «Рено» итальянцы разработали проект собственного танка - «Фиат-3000». Эта создавалась в содружестве фирм «Фиат», «Ансальдо» и «Бреда» с использованием итальянских узлов и агрегатов. По сравнению со своим французским прототипом «итальянец» оказался легче и существенно быстроходнее. Первый вариант вооружался двумя 6,5-мм пулеметами. В 1929 году танк получил 37-мм пушку, которой перевооружили 48 из имевшихся в войсках машин. Кроме того, на них улучшили ходовую часть и установили более мощный двигатель. До начала 30-х годов «Фиаты» составляли основу танкового парка итальянской армии. Они воевали в Эфиопии, Греции, Албании, Югославии, а также на острове Сицилия в 1943 году.
18 декабря 1918 года подразделение «Рено» FT-17 выгрузилось в Одессе. Впервые эти танки вступили в бой против Красной Армии 7 февраля 1919 года, когда совместно с бронепоездом белых они поддерживали атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою под Березовкой, один танк был поврежден и захвачен красноармейцами. Доставленный в Москву, а позже в Сормово, он послужил образцом для постройки первых советских танков «Рено Русский» (см. «М-К» № 11, 1987 г.). Вскоре еще 4 танка было захвачено и отправлено для ремонта в Харьков. Из них сформировали 1-й автотанковый отряд, состоявший из двух подразделений бронеавтомобилей и одного - из танков «Рено». 2-й отряд оснастили тремя британскими МкV, тоже трофейными. К концу гражданской войны в составе Красной Армии насчитывалось 11 автотанковых отрядов, пополнявшихся главным образом за счет трофейных машин, захваченных в боях с поляками, в Крыму и на Дальнем Востоке.
Пожалуй, самое крупное использование FT-17 после мировой войны имело место во время советско-польской войны 1920 года. Франция передала Польше танковую часть, в которой имелось 120 «Рено» (72 пушечных и 48 пулеметных). На основе этой части был сформирован 1-й польский танковый полк, подразделения которого участвовали в боях с Красной Армией под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Часть вышедших из строя танков устанавливали в железнодорожных полувагонах, которые превращались, таким образом, в импровизированные бронепоезда. Однако их эффективность оставляла желать лучшего. Потери поляков составили 19 танков, из которых 7 стали трофеями Красной Армии.
После войны Польша получила небольшое количество танков для восполнения потерь, и к середине 30-х годов в польской армии имелось 174 «Рено» разных вариантов.
Помимо Польши «Рено» FT-17 стали стандартными машинами целого ряда государств. Финляндия получила 32 танка еще в 1919 году; в 1924-м 12 FT приобрела Эстония. Последние совместно с четырьмя английскими МкV составили две роты в ее автотанковом полку. В 1923 году 12 машин получила Литва. В отличие от обычных эти танки были вооружены пулеметами «Максим» германского образца калибра 7,92 мм с водяным охлаждением. Латвия оказалась единственной страной региона, не получившей FT, но в 30-х годах она приобрела 6 «Фиат-3000». Вплоть до 1940 года 48 «Рено» имела Югославия. Бельгия приобрела 54 машины, находившиеся на вооружении до 1934 года, а затем переданные в жандармерию. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по нескольку машин для проведения испытаний. Крупнейшим покупателем за пределами Европы стала Бразилия, первой в Латинской Америке получившая танки. Танковая часть в Рио-де-Жанейро насчитывала 40 FT-17.
В разное время «Рено» получили воевавшие между собой Греция и Турция; они применялись в Сирии, в Марокко, воевали в Китае.
Когда разгорелась гражданская война в Испании, республиканцам достался 1-й танковый полк в Мадриде; на стороне франкистов остался 2-й танковый полк в Сарагосе. 1-й полк участвовал в обороне испанской столицы. В 1937 году Польша продала 16 «Рено» Уругваю (на самом же деле их получили республиканцы).
В самой Франции «Рено» FT-17 составляли основу танкового парка до середины 30-х годов, когда их начали вытеснять R-35 и Н-39, их прямые . В 20-х годах французы предприняли ряд попыток модернизировать «Рено», создав модификации М24/25, М26/27, NC-1, NC-2 и NC-3, ни одна из которых в массовое производство не пошла. Эти модификации отличались от базового варианта, главным образом, ходовой частью, более мощным двигателем, что позволяло улучшить маневренные качества танка. Но все они сохраняли прежним вооружение и состав экипажа. Танк NC-1 в 1927 году был закуплен Японией и получил название Тип 89 «Оцу». В 1929 году японцы модернизировали эту машину, оснастив ее 57-мм пушкой и дизелем мощностью 75 л. с. «Оцу» участвовали в боевых действиях в Маньчжурии в 1931- 1933 годах.
На начало второй мировой войны «Рено» еще имелись в армиях Польши (70 штук и 32 в качестве бронедрезины «R»), Греции, Югославии, Румынии, Финляндии (некоторое число из них использовалось в качестве ДОТов на линии Маннергейма в 1939 году) и самой Франции, в которой 536 машин имелось в войсках и еще больше на складах. Причем в 30-х годах пушечные «Рено» были разоружены, так как 37-мм пушки понадобились для вооружения новых танков R-35 и Н-39, а на пулеметных 8-мм Гочкисы были заменены на новые 7,5-мм пулеметы образца 1931 года. Эти танки получили обозначение FT-31.
Всего во Франции немцы захватили 1704 «Рено». Они использовались для полицейских целей и охраны аэродромов. Во время сооружения Атлантического вала небольшое число башен от FT использовалось для ДОТов; однако башни от R-35 и H-39 имели более толстую броню и оказались предпочтительней. Иногда FT просто закапывали в землю - во всяком случае, такой танк был встречен в 1944 году американцами после высадки в Нормандии.
Вероятно, последнее боевое использование ветерана «Рено» имело место в 1945 году, когда подразделение этих танков вступило в бой с японцами, штурмовавшими Ханойскую крепость
С 1918 по 1945 год -- 27 в в строю! Завидная судьба машины, ничего не скажешь.
пушка, 2 - направляющее колесо, 3 - ведущее колесо, 4 - кронштейны крепления ящика ЗИП, 5 - крышки МТО, 6 - входные люки, 7 - откидной колпак командирской башенки, 8 - крышка горловины топливного бака, 9 - окно вентилятора, 10 - крышка горловины радиатора, 11 - глушитель, 12 - буксирные серьги, 13 - «хвост», 14 - окно прицела, 15 - запасной выходной люк, 16 - 8-мм пулемет Гочкиса, 17 - кронштейн крепления антенны. ">
Легкий танк «Рено» FT-17: 1 - 37-мм пушка, 2 - направляющее колесо, 3 - ведущее колесо, 4 - кронштейны крепления ящика ЗИП, 5 - крышки МТО, 6 - входные люки, 7 - откидной колпак командирской башенки, 8 - крышка горловины топливного бака, 9 - окно вентилятора, 10 - крышка горловины радиатора, 11 - глушитель, 12 - буксирные серьги, 13 - «хвост», 14 - окно прицела, 15 - запасной выходной люк, 16 - 8-мм пулемет Гочкиса, 17 - кронштейн крепления антенны.
Легкий танк «Рено» FT-17:
Боевая масса - 6,8-7 т, экипаж - 2 чел., двигатель - «Рено», 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 35 л. с. при 1500 об/мин., макс. скорость - 7,7 км/ч, запас хода - 35 км. Вооружение: 37-мм пушка или 8-мм пулемет. Толщина брони - 6-22 мм. Преодолеваемые препятствия: глубина брода - 0,7 м, ширина рва - 1,8 м (с «хвостом») и 1,35 м (без «хвоста»), высота стенки - 0,6 м.


Легкий танк «Фиат-3000»: 1 - 6,5-мм спаренный пулемет «Фиат» обр. 1929 года, 2 - направляющее колесо, 3 - ведущее колесо, 4 - домкрат, 5 - «хвост», 6 - люк водителя, 7 - двухстворчатый башенный люк, 8 - глушители, 9 - педаль тормоза, 10 - стеллажи для боекомплекта, 11 - двигатель, 12 - радиатор, 13 - бензобак, 14 - 37-мм пушка, 15 - фальшборт.
Сагго d"Assalto Fiat 3000 Modell 21:
Боевая масса - 5,5 т, экипаж - 2 чел., двигатель - «Фиат», 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 50 л. с. при 1700 об/мин, скорость - 24 км/ч, запас хода - 95 км. Вооружение: два пулемета 6,5 мм, боекомплект - 2000 патронов. Толщина брони-6-16 мм.
Carro d"Assalto Fiat 3000 Modell 30:
Боевая масса - 5,6 т, экипаж - 2 чел., двигатель «Фиат», 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощностью 63 л. с. Вооружение: 37-мм пушка, боекомплект - 68 выстрелов.
Библиография:
«Моделист-Конструктор» №7 за 1991 год

Энциклопедия танков . 2010 .


Смотреть что такое "Рено FT-17" в других словарях:

    Ренонс … Русское словесное ударение

    - (Renault, Regie nationale des usines Renault), французская государственная автомобильная компания, крупнейшая в стране. Выпускает легковые и грузовые автомобили, спортивные автомобили. Штаб квартира находится в Булонь Бийанкур (небольшой городок… … Энциклопедический словарь

    Рено: Топоним Рено, или Рино (англ. Reno) город в штате Невада Рено (итал. Reno) река в северной Италии Имя Рено I Рено II Рено д Эрбо (фр. Renaud d Herbauges, или Рагенольд I) граф д’Эрбо, аквитанский дворянин… … Википедия

    рено - нескл., ср. renault. Марка французского автомобиля. Я часто видел В. И. Ленина проезжающим в машине, входящим или выходящим из какого либо административного учреждения. Обычно он ездил на машине марки Рено, сидел всегда в задней кабинке. Также в … Исторический словарь галлицизмов русского языка

В июне 1916 года полковник Этьен во главе специальной миссии отправился в Англию для ознакомления с работами над «сухопутными кораблями» (вскоре во Францию прибыла ответная английская миссия). По возвращении в июле Этьен вновь встретился с Рено (Renault) и убедил его взяться за проектирование новой машины. Этьен считал, что как дополнение к средним танкам, а особенно к тяжелым английским, которые он наблюдал на заводе Фостера и которым отводилась роль «пехотного тарана», понадобятся многочисленные легкие и подвижные боевые машины для непосредственного сопровождения атакующей пехоты. К тому времени французская армия отработала тактику «подвижного пехотного огня» - при атаке в пехотных цепях двигались ручные пулеметы, непрерывным огнем прижимающие противника к земле и подавляющие его огневые точки, снижая потери атакующих от пулеметов и минометов. Роль такого «бронированного застрельщика» должен был принять на себя легкий танк.
Работы над танками шли на официальном уровне, Этьен пообещал заказ на 150 машин, и практичный Луи (Людовик) Рено, чья фирма существовала с 1898 г. и уже успешно сотрудничала с военным ведомством, принялся за работу над «бронированным футляром для мотора и двух человек». Взяв за прототип разрабатывавшийся средний СА-2, фирма быстро изготовила образец массой 6 т. Ходовая часть оснащалась упругой подвеской, вооружение ограничивалось пулеметом, максимальная скорость достигала 9,6 км/ч. В письме главнокомандующему от 27 ноября 1916 г. командующий танковыми силами генерал Этьен изложил основные особенности проектируемого танка: «Я считаю возможным построить очень легкий танк... Благодаря своей относительной мощности и расположению гусениц на колесах довольно большого диаметра, выдающихся вперед за шасси, пулеметный танк сможет проходить по очень тяжелой почве». К достоинствам такого танка относилась и возможность быстрой переброски по обычным дорогам на соответствующих грузовиках (как уже перевозилась артиллерия) - даже небольшой опыт боевого применения танков уже вывел проблему их оперативной подвижности в число основных.
20 декабря 1916 года сам конструктор представил модель танка Консультативному комитету по специальной артиллерии. Новинка не понравилась, в частности, пулеметное вооружение признали недостаточным (а Этьен и Рено настаивали именно на нем). Критиковали малый вес, «недостаточный» для разрушения препятствий, размеры, из-за которых танк якобы не сможет переходить через рвы и окопы. Тем не менее, в феврале 1917 г. появился первый прототип легкого танка, Этьену и Рено удалось убедить членов комитета, и в марте 1917 г. фирме заказали 150 машин.

Ниже на картинке - Легкий танк «Рено» FT-17 в пулеметном варианте (Char Mitrailler 8 mm)

Официальные испытания 9 апреля завершились успехом, Консультативный комитет, учтя мнение вице-секретариата изобретений, увеличил заказ на 1000 машин. Но тут вмешался министр вооружения, который, основываясь на доклад командира учебного центра Марли, потребовал, чтобы фирма увеличила внутреннее помещение и поместила в башню двух танкистов, поскольку в пехоте пулемет обслуживается минимум двумя бойцами (при этом не учли, что роли помощника пулеметчика и подносчика боеприпасов будет играть сам танк). На самом деле одноместная башня имела другой недостаток, выявившийся много позже - одному человеку приходилось решать задачи наблюдения, выбора целей, наведения оружия и командования водителем. Фронт требовал массы легких танков, менять проект было поздно, да и главнокомандующий настаивал, чтобы фирмы в первую очередь занимались производством легких машин. Этьен предложил 650 танков из 1150 заказанных вооружить 37-мм пушкой без существенной переделки башни - введение легких короткоствольных 37-мм пушек в цепи пехоты уже вошло в практику. Затем он предложил увеличить заказ до 2500 танков, включив в него так называемые «радиотанки» в качестве командирских и машин связи между танками, пехотой и артиллерией. По мнению Этьена, «радиотанком» должен был быть каждый десятый «Рено». Главнокомандующий генерал Петэн согласился и даже поднял 20 июня задание до 3500, причем потребовал поставок к весне 1918 года. Заметим, что параллельно подобные проекты разрабатывали фирмы «Пежо» (с установкой одновременно 37-мм пушки и пулемета в неподвижной рубке, а двигателя - в передней части корпуса) и «Делоне-Бельвиль» (эта работа привела фирму позже к опытному среднему танку).

Ниже на картинке - Легкий танк «Рено» FT-17 в пушечном варианте с литой башней (Char Canon 37 mm)

Танк получил официальное название «Char leger Renault FT modele 1917», сокращенное до «Рено» FT-17 (индекс FT дала сама фирма, популярная версия, что он означает «легкий вес», вызывает сомнения). Предполагалось, что завод фирмы «Рено» в Бийанкуре (предместье Парижа, департамент Сены) сможет выпустить к сентябрю 750 танков; однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказать в Англии, так как французские заводы смогли начать производство брони для нового танка только с октября 1917 года. Пришлось привлечь к постройке другие фирмы, и в результате заказ на 3530 танков распределился так: «Рено» - 1850 (всех модификаций), «Берлие» - 800, «Шнейдер» - 600 и «Делоне-Бельвиль» - 280. «Рено» и «Шнейдер» делали танки целиком у себя, «Берлие» и «Делоне-Бельвиль» получали броню и вооружение с других заводов.
Далеко не сразу удалось наладить производство литой башни, и первые 100 машин оснастили восьмигранной клепаной (из-за этого танки с литыми башнями иногда именуют FT-18, хотя реально это были все те же FT-17). Немало времени ушло на разработку установки пушки, пушечный «Рено» прошел испытания 10-17 июля 1917 г. Готовую же модель «радиотанка» Рено смог представить только 10 декабря того же года.

Ниже на картинке - Легкий танк «Рено» FT-17 в пулеметном варианте с клепаной башней (Char Mitrailler 8 mm)

В результате FT-17 имел четыре варианта: пулеметный (Char Mitrailler 8 mm), пушечный (Char Canon 37mm), командирский или «радиотанк» (Char TSF) и танк огневой поддержки (Char Canon 75 mm BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и сзади невращающейся рубке. Последнему повоевать не пришлось-ни одного из 600 заказанных BS до конца войны не построили. Любопытной чертой этого варианта было то, что стрельба велась назад по ходу машины.
Луи Рено создал, бесспорно, одну из наиболее выдающихся конструкций в истории техники. Схема компоновки «Рено» FT-17 с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес, передним - отделения управления и средним - боевого отделения с установкой вооружения во вращающейся башне до сих пор остается классической (хотя повсеместное признание она получила отнюдь не сразу).
Водитель сидел спереди по оси машины, для наблюдения использовал три смотровые щели, стрелок (он же командир машины) располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, позже установили регулируемое по высоте сиденье. Для входа и выхода экипажа служил носовой люк с трехстворчатой крышкой, а в задней части башни выполнили аварийный люк-лаз с двустворчатой крышкой. На марше верхняя створка носового люка со смотровой щелью откидывалась вверх. На башне для вентиляции и наблюдения имелся колпак с пятью смотровыми щелями и грибовидной откидывающейся крышкой. Обитаемый объем отгораживался от моторно-трансмиссионного отделения стальной перегородкой с двумя зарешеченными окошками для циркуляции воздуха - окошки снабжались опускаемыми заслонками для защиты экипажа от огня в случае пожара в моторно-трансмиссионном отделении.

Ниже на картинке - «Радиотанк» FT-17 (CharTSF), мачта убрана, антенна не натянута



37-мм танковая пушка «Гочкис» («Пюто»), как и пехотная модели 1916 г., была выполнена на основе старой морской, имела длину ствола 20 калибров, нарезной части - 15 калибров, полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, пружинные противооткатные устройства, литой кожух люльки, пистолетную рукоятку управления, телескопический прицел. Для установки в башню она крепилась в полусферическом щите, который своими горизонтальными цапфами опирался в гнезда поворотного вертикального щита. Стрельба из пушки велась чугунной (435 г) или стальной (560 г) осколочной гранатой, снаряженной мелинитом, либо бронебойным снарядом (510 г). Начальная скорость снарядов - соответственно 402, 367 и 390 м/с. Трубка оптического прицела снабжалась стальным кожухом. Башня диаметром 1,07 м устанавливалась на шаровой погон, для поддержания ее боковых свесов на бортах корпуса приклепывались короткие скобы. Стрелок с помощью наплечников усилием плеч и спины поворачивал башню, производя грубую наводку, после чего с помощью плечевого упора пушки доворачивал ее на цель. Аналогично производилась наводка и в пулеметном варианте, угол наведения пулемета по вертикали составлял от -20 до + 35 градусов. В отличие от англичан, выбравших танковый пулемет на основе ручного, французы ставили в свои танки «длинные» 8-мм пулеметы «Гочкис» модели 1914 г. Пулемет имел автоматику на основе отвода пороховых газов, темп стрельбы 600 выстр./мин, ленточное питание. Размеры пулемета затрудняли действия стрелка в башне, а установка коробки с лентой составила большую проблему. Боекомплект выстрелов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей для самообороны) или патронов (50 лент по 96 патронов) размещался на днище и на стенках боевого отделения.

Ниже на картинке - Продольные разрезы танка «Рено» FT-17 (вариант Char Mitrailler 8 mm) в вертикальной и горизонтальной плоскостях


1 - гусеница, 2 - педали, 3 - рычаги переключения скоростей, 4 - рычаг поворота, 5 - пулемет, 6 - башня (литая), 7 - съемная пусковая рукоятка, 8 - топливный бак, 9 - бортовой фрикцион, 10 - вентилятор, 11 - маховик, 12 - радиатор, 13 - двигатель, 14 - упорный подшипник коленчатого вала двигателя, 15 - откидной хвост, 16 - опорный каток

Корпус «Рено» FT был несущим элементом и представлял собой каркас из уголков и фасонных деталей, к которым на заклепках крепились броневые листы и детали ходовой части - несущий корпус также стал «классикой» танкостроения. Толщина вертикальных листов корпуса и листов клепаной башни составляла 16 мм (литая башня имела толщину брони 22 мм), наклонных листов - 8 мм, крыши и днища - 6 мм.
Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель «Рено» имел диаметр цилиндров 95 мм, ход поршня 160 мм, карбюратор типа «Зенит», зажигание от магнето, регулятор числа оборотов, запускался заводной ручкой изнутри или снаружи машины. При 800 об./мин двигатель развивал мощность 20 л.с., при 1000 оборотах - 27, при 1500 - 39 л.с. Топливный бак размещался впереди двигателя у перегородки. Подача бензина производилась насосом с мембраной или пульсатором и дополнительного бачка (для работы на уклонах). Жидкостное охлаждение выполнялось по термосифонной схеме, трубчатый радиатор обдувался вентилятором, обеспечивавшим и вентиляцию обитаемого отсека. Воздух засасывался через продольную щель в крыше моторно-трансмиссионного отделения, прикрытую приподнятой бронировкой. Выхлопная труба с глушителем выводилась с правого борта. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач с подвижными шестернями, дававшую четыре скорости вперед и одну назад: 1-я скорость и задним ходом - 1-1,52 км/ч, 2-я скорость - 2,05-3,1 км/ч, 3-я - 3,36-5,04 км/ч, 4-я - 5,2-7,8 км/ч. Механизмами поворота служили конические бортовые фрикционы, управлявшиеся через коленчатый и качающийся рычаги. Управление осуществлялось отключением и торможением соответствующей гусеницы с помощью ленточного тормоза. Стальная лента тормоза покрывалась ферродо или кожей. «Рено» был наиболее «поворотливым» среди первых танков - он мог разворачиваться на месте вокруг вертикальной оси. Водитель пользовался двумя рычагами поворота, рычагом коробки передач, педалями газа, сцепления и ножного тормоза, рукоятками акселератора и тормоза. Доступ к двигателю через откидные листы крыши был достаточно удобен. Запас топлива допускал время движения танка 8 часов, однако доливать воду в радиатор приходилось чаще.
Ходовая часть с блокированной пружинной подвеской включала на один борт 4 тележки - одна с тремя, остальные с двумя сдвоенными опорными катками малого диаметра с ребордами. Тележки попарно соединялись шарниром с балансиром, который сам шарнирно подвешивался к полуэллиптической листовой рессоре. Концы рессоры подвешивались к продольной двутавровой балке. Из-за малого динамического хода катков такую подвеску иногда называют «полужесткой». Верхняя ветвь гусеницы лежала на шести сдвоенных поддерживающих роликах, собранных в обойме, задний конец которой крепился на шарнире, а передний подрессоривался винтовой пружиной - так автоматически обеспечивалось постоянство натяжения гусеницы. Одинарное ведущее колесо заднего расположения захватывало гусеницу за шарнир траков. Одинарное направляющее колесо крепилось на передней части продольной балки в вилке с винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. На многих машинах для уменьшения шума и веса направляющее колесо изготавливалось из дерева со стальным ободом - единственный случай в истории танкостроения (такой вариант «Рено» FT-17 стоит в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). В литом траке гусеницы выделялась подушка (башмак) шириной 324 мм с грунтозацепом и два рельса. Два трака соединялись пальцем, который фиксировался шайбами и втулками с чекой. Ширина колеи гусеничного хода - 1,4 м. Для форсирования рвов танк оборудовали съемным «хвостом». «Хвост» крепился на корме двумя осями с засовами, на марше он поворачивался вокруг верхней оси и забрасывался на крышу моторно-трансмиссионного отделения, но мог оставаться и в «боевом» положении - в этом случае на «хвост» могли крепить полезный груз (обычно - личные укладки экипажа) или сажать двух пехотинцев. При преодолении широкого рва «хвост» упирался в его передний скат, пока центр тяжести танка не достигал противоположного края. Длина танка с «хвостом» достигала 4,96 м. Впоследствии под влиянием «Рено» FT подобными «хвостами» оборудовали многие сравнительно тихоходные танки сопровождения пехоты. Спереди и сзади на корпусе танка имелись буксирные крюки, в комплект танка включали трос и буксирную цепь.

Ниже на картинке - 37-мм танковая пушка «Гочкис» в башне «Рено» FT-17 (Char Canon 37 mm)

«Рено» оказался простым и дешевым танком. Но кроме того, низкое удельное давление на грунт, не превышавшее 0,6 кг/см2, обеспечивало хорошую проходимость, танк преодолевал короткие подъемы до 45° и 1,8-метровые рвы, а вынесение оси направляющего колеса вперед-вверх и его большой диаметр способствовали преодолению вертикальных препятствий, позволяли танку выбираться из больших воронок. При меньших размерах он имел лучшую проходимость, чем средние французские танки, перекрывал одинаковые с ними рвы, с вертикальными препятствиями справлялся лучше, его более легкое вооружение обеспечивало большую эффективность за счет вращающейся башни. В сочетании с меньшим экипажем все это отвело ему роль основной машины французских танковых сил. Как и у средних танков, малые скорость и запас хода требовали специального транспорта для их переброски к передовой по обычным дорогам. Первоначально для этого планировали использовать специально заказанные 7-тонные грузовые автомобили (их заказали в 1917 г.), но уже в июле 1918 г. танки вполне успешно перебрасывались в боеготовом состоянии стандартными 5-тонными грузовиками «Пирс-Эрроу». Танковым полкам «Рено» придавали отряды по 25 грузовиков.
«Рено» TSF (Telegraphie Sans Fit - «беспроволочный телеграф») имел неподвижную прямоугольную рубку, в которой размещались радиостанция и три члена экипажа -водитель, наблюдатель и радист. Проволочная антенна натягивалась между выдвижной мачтой на рубке и рамкой на конце «хвоста». Дальность радиосвязи достигала 80 км. Масса «радиотанка» - 7 т, толщина брони - 16-8 мм, высота - 2,5 м, скорость и запас хода одинаковы с базовой машиной. В каждой танковой бригаде «радиотанки» находились в ведении специального офицера службы связи и использовались в интересах как танковых подразделений, так и пехотных дивизий, с которыми они взаимодействовали. В качестве командирских использовались и обычные «Рено» FT, с которых иногда снимали вооружение, оставляя амбразуру башни открытой - получался подвижный наблюдательный пункт.

Ниже на картинке - Органы управления танка «Рено» FT-17


1-2 - защелка стопора тормозной педали, 3,7 - трос стопора, 5 - левый рулевой рычаг, 6,58 - тормозная педаль, 8 - правый рулевой рычаг, 10 - педаль акселератора, 11 - тяга, 12 - поводок, 15 - рычаг поворота, 17- рычаг, 19 - рычаг сцепления, 20 - подшипник, 21 - вертикальная ось, 22,23 - рычаг, 25,26 - конус сцепления, 27 - нажимная шайба, 28 - тормозной барабан, 29 - коробка, 30,31 -тормозная лента, 36 - шарнир, 37 - тормозная тяга, 38 - ось рычага, 39 - феродо, 41,42,43 - тяги, 49 - трос управления акселератором.

«Рено» смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре 1917 г. Одну из них сразу отправили в США - еще летом США согласились построить 1200 «Рено» с заменой французского двигателя на американский, литой башни клепаной, пересчетом метрических размеров в дюймовые. На конец ноября в лагере Шамплиэ имелось только 29 предсерийных «Рено» с железным корпусом для обучения экипажей. Боевые танки «Рено» начала подавать в армию в марте 1918 г. (да и из них вооружены были только пулеметные), остальные французские фирмы - только в середине того же года. Причем многие танки пришлось пересматривать и доводить на месте. Ко времени перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 танков «Рено», хотя общий заказ между февралем 1917 и ноябрем 1918 г. составил 7800 танков. Несколько «Рено» FT-17 французы на завершающем этапе войны передали англичанам (как бы в порядке обмена на Мк V*), которые использовали их в качестве машин управления. Таким образом, FT-17 стал не только конструктивно и «идеологически» лучшим, но и самым массовым и самым воюющим танком Первой мировой войны.
Разумеется, спешно пущенные в массовое производство «Рено» FT имели ряд дефектов и недоработок. Многие детали конструкции доводились уже в процессе производства или в мастерских. Нестабильность работы пульсатора, подававшего топливо в карбюратор, пытались устранить, заменив его мембрану фибровой прокладкой, но она быстро выходила из строя, и в июле 1918г. в мастерских танковых частей нашли решение в виде особого латунного диска. Наиболее чувствительными недостатками оказались быстрый износ и частые поломки пальцев и втулок шарнира гусеницы, а также частые разрывы ремня привода вентилятора (из-за чего двигатель быстро перегревался - при Суассон 18 июля около 10% «Рено» 503-го полка не смогли пойти в бой по этой причине). С этим удалось справиться уже после войны. Однако относительно высокая ремонтопригодность «Рено» позволяла возвращать их в строй быстрее, чем средние «Шнейдер» или «Сен-Шамон». Правда, хронический недостаток запасных частей и ремонтных средств заставил держать в подразделениях резервные танки для быстрого восстановления боеспособности. Более богатый, чем у других танков, опыт эксплуатации «Рено» FT, позволил выявить и очередность износа узлов и агрегатов, а значит - определить очередность технического обслуживания. Сначала из строя выходили гусеничные цепи и опорные катки, затем подвеска, затем - двигатель (если не считать типичные именно для «Рено» проблемы с пульсатором и ремнем вентилятора).
В условиях 1918 г. легкий «Рено» оказался лучшим средством сопровождения пехоты и наиболее удобным в производстве, эксплуатации и ремонте. Его успех привел к тому, что французы при создании танков поддержки пехоты ориентировались именно на него. Впрочем, не только французы - в течение 15 лет французский «Рено» служил образцом, а в Советской России, США, Италии собственные модели легких танков сопровождения пехоты были созданы прямым подражанием «Рено» FT.
«Рено» FT-17 послужили базой для ряда экспериментов - в виде опыта их пытались превратить в плавающие машины, в транспортеры, танки-тральщики, самоходные танковые мосты, носители фашин для преодоления широких рвов, самоходные прожектора. Шасси «Рено» FT было использовано для легкого 3,5-тонного трактора «Рено» H.J. для вспомогательных служб.

Ниже на картинке - Танк «Рено» FT-17 в пулеметном варианте. Сзади хорошо виден «хвост», облегчавший форсирование рвов

Тактико-технические характеристики легкого танка «Рено» FT-17
пушечный / пулеметный
Боевая масса, т 6,7 / 6,5
Экипаж, человек 2
Высота, м 2,14
Длина, м 4,1 (без «хвоста») и 5,0 (с «хвостом»)
Ширина, м 1,74
Клиренс, м 0,41-0,5
Толщина брони, мм:
лоб корпуса 16
борт корпуса 16-8
Башня 22 (литая) или 16 (клепаная)
Корма 8
крыша и днище 6
Вооружение:
Орудия 37-мм пушка «Гочкис / -
Пулеметы - / 1х8-мм «Гочкис» модели 1914 г.
Боекомплект:
выстрелов 237 (225 снарядов и 12 картечей)
патронов -/4800
Двигатель:
марка «Рено»
тип карбюраторный
число цилиндров 4
охлаждение жидкостное
мощность, л.с. 39
Запас топлива, л 90-100
Трансмиссия механическая
Коробка передач четырехскоростная с реверсом
Механизм поворота бортовые фрикционы и ленточные тормоза
Ходовая часть (на один борт) 9 сдвоенных опорных катков, ведущее колесо заднего расположения
Подвеска блокированная, с листовыми пружинами
Тип гусеницы металлическая крупнозвенчатая, с открытым шарниром
>Количество траков в цепи 32
Тип зацепления зубовое
Ширина трака, мм 324
Шаг трака, мм 250
Макс, скорость, км/ч 7,8
Средняя скорость, км/ч 4,5
Запас хода, км 35
Удельное давление, кг/см 2 0,48/0,47
Преод. подъем, град. 45
Ширина преод. рва, м 1,8 (с «хвостом») и 1,35 (без «хвоста»)
Высота стенки, м 0,6
Глубина брода, м 0,7
Толщина сваливаемого дерева, м 0,25
Тяговое усилие, кгс 5030

Ниже на картинке - танки «Рено» доставляются к линии фронта на грузовиках

Первое появление на поле боя легких танков «Рено» не было особенно успешным. 29 мая 1918 г., во время второго германского наступления на р. Эн, три батальона «Рено» были переданы 6-й французской армии для проведения местных контратак. Для переброски танков использовались грузовики «Пюррей», прицепы «Ла-Бюир», буксируемые тракторами «Кнокс» и артиллерийскими тракторами. 31 мая три взвода «Рено» из 304-й и 306-й танковых рот с 4-м стрелковым полком марокканской дивизии атаковали Плуази, а три взвода 305-й роты с 7-м стрелковым полком - Шазель. В бой пошел 21 танк. Они двигались без предварительной разведки, выполнили свои задачи, рассеяв противника и подавив пулеметные точки, продвинулись на фронте 2 км на глубину 1,5 км, уничтожили одну пушку, но пехота, никогда не видевшая танков и в большинстве даже не понимавшая по-французски, не продвинулась за ними, и атака окончилась ничем. Три танка подбито, причем один попал в руки противника. Тем не менее контратаки заставили германские части остановиться у леса Рец вокруг Виллер-Котере.

Ниже на картинке - танки «Рено» FT перед боем

2 июня у восточной опушки леса Рец на фронте Фавероль-Корси 45 танков 3-го батальона «Рено» и 308-й роты «Рено» с пехотой 11-го армейского корпуса на фронте около 6000 м контратакуют германские части. Бой распадается на ожесточенные поединки отдельных танков с группами пехоты и пулеметами, но Фавероль и Сен-Поль отбиты, французская пехота продвигается на 1,5 км и закрепляется на новых позициях.
Примечательный бой состоялся здесь утром 3 июня. Один взвод 307-й роты «Рено» провел контратаку на Фавероль против частей германской «ударной» 28-й резервной дивизии. Два танка почти сразу были остановлены минометным огнем, остальные три продолжили атаку. Два «Рено», прорвавшихся в глубь немецких позиций, попали в окружение. Против них немцы бросили пехотный полк и два батальона дивизионного резерва. Только объединенными усилиями пяти батальонов удалось вывести оба танка из строя и взять в плен их экипажи. Однако танки обеспечили продвижение своей пехоты по дороге на Троен. Вечером того же дня в том же районе 15 танков 301-й и 304-й рот «Рено», двигаясь на фронте 1 км впереди пехоты, охватывают ферму Вертфейль и дают пехоте закрепиться на ней практически без потерь.
Контратака трех взводов из 302-й и 308-й рот «Рено» (всего 15 танков) 4 июня на ферму Ла-Гриль успеха не имеет. Танки движутся в лесу по просекам, пытаются вести огонь, совершенно не видя целей, и ничем не помогают пехоте, достигают фермы без нее, так что закрепить захваченный пункт некому. То же повторяется 6 июня. Наконец, 12 июня 15 танков 309-й роты «Рено» с 233-м пехотным полком, преодолевая засеки и огонь замаскированных пулеметов, продвигаются за ферму Ла-Гриль и вытесняют здесь противника из леса Рец.
На рассвете 15 июня 15 танков 303-й роты «Рено» с пехотой 153-й дивизии проводят контратаку на возвышенность Кевр в довольно сложных условиях. Им приходится переходить колонной по мосту и атаковать на подъеме, местами продвигаясь без пехоты. Тем не менее на фронте 1,8 км продвижение составило 2 км, от огня артиллерии потеряно 3 танка.
28 июня у Кютри проводится атака 153-й пехотной дивизии, 418-го пехотного и 9-го зуавского полка «с большим количеством танков» - 60 «Рено» 305, 307, 308 и 309-й рот. 305-я рота не смогла выполнить задачу, задержавшись на слабом грунте и понеся потери от огня противника, зато 307 и 308-я роты провели пехоту за назначенные цели, в то время как танки 309-й роты прикрывали их с фланга со стороны лощины Кютри.
16-17 июля у Ла-Гранж - о"Буа и Саконей 80 «Рено» 313 и 315-й рот ведут практически непрерывный бой, взвод 313-й роты отражает ночную атаку противника у фермы Жанвье. Общее продвижение составило 1,2-1,6 км, потери - 20 танков.

Ниже на картинке - танки «Рено» FT выдвигаются на передовые позиции

26 июля четыре взвода 317 и 318-й рот «Рено» (20 танков) поддерживают атаку свежей 9-й пехотной дивизии к западу от Флери. Контратаки противника заставляют пехоту отойти, причем танки прикрывают ее отход.
10 августа 10-й батальон «Рено» (45 танков) поддерживает атаку на Рессен-Сюр-Мац в центре фронта наступления 3-й французской армии. Танки захватывают станцию Рессен и передают ее и селение пехоте, затем отходят на исходные позиции для восстановления.

Похожие статьи