Современный ревизионизм. Что такое ревизионизм: определение, персоналии. Учения Маркса как основа коммунизма
Специфика ленинизма как особого варианта марксистской теории и политики была и остается предметом спора. Ревизовал ли Ленин марксизм или, наоборот, наиболее удачно применил общие принципы марксизма в новой социально-политической ситуации? Политический смысл указанной контроверзы особо доказывать не надо.
Сталинская ортодоксия, все еще не сдающая своих позиций, защищает второй вариант ответа. Сталин говорил, что Ленин ничего не добавил и ничего не изъял из марксизма, а только безошибочно применял его принципы в специфических условиях России и в изменившейся международной ситуации. Согласно сталинской точке зрения, ленинизм не специфически русское явление, а универсальная стратегия и тактика коммунистического и.рабочего движения в эпоху империализма и пролетарских революций. Троцкий ^считал ленинизм специфически русским явлением и средством осуществления пролетарской революции в России. Другие марксисты доказывают, что Ленин во многих пунктах отошел от Маркса.
Подобно всем остальным идеологическим вопросам рассматривае мый вопрос неразрешим с научной точки зрения, критерием которой является истина и ложь. Однако такие вопросы неизбежно возникают в истории всех религиозных и политических движений. Поколения, приходящие после пророков или основоположников, стоят перед необходимостью решения теоретических и практических вопросов, окончательного ответа на которые исходный канон не дает. Поэтому они стараются так его истолковать, чтобы обосновать и оправдать собственные решения. В данном контексте возникает идеологическая проблема «верности» и «измены» унаследованной доктрине, не имеющая отношения к проблеме истины и лжи.
История марксизма как идеологии и политического движения в этом смысле мало чем отличается от истории других религиозно-политических движений, поскольку марксизм до сих пор не освободился от потребности сохранять «верность» своим источникам. По сути дела, данная «верность» просто скрывает различные компромиссы между унаследованной идеологией и потребностями практики. Новые линии раздела и новые политические формации, осеняющие себя знамением марксизма, обычно возникают под давлением различных исторических обстоятельств. Но каждая из них стремится найти основание в идеологической традиции, которая никогда не может быть признана абсолютно завершенной и единообразной.
В этом отношении имеется существенное различие между Бернштейном и Лениным. Первый был ревизионистом, так как открыто отбрасывал некоторые элементы марксизма, считал их устарелыми и, по крайней мере, никогда не пытался играть роль бдительного идеологического стража всего наследия Маркса. Второй стремился все свои действия представить как единственно возможное и абсолютно правильное применение марксизма в данных обстоятельствах места и времени. Первый признавал возможность различных толкований марксизма, второй ее отвергал. В то же время Ленин не был догматиком и доктринером, подчиняющим политический успех движения, которым он руководил, соблюдению верности словам Маркса. Ленина отличало выдающееся политическое чутье и способность подчинять все вопросы теории и тактики одной главной задаче - русской и мировой революции.
Ленин полагал, что все основные вопросы теории уже решены Марксом. И надо лишь умело извлекать из этих решений выводы, наиболее подходящие для данной ситуации. Самого себя он считал верным исполнителем Марксового завета и тех принципов политической стратегии и тактики, которые наиболее четко проявились в деятельности германской социал-демократии. Вплоть до первой мировой войны она была для него образцом, а Каутский - наиболее авторитетным марксистом. Ленин ссылался на него не только при обсуждении теоретических, но и практических вопросов, которые сам знал намного лучше (например, в вопросе бойкота второй Думы): «Где и когда претендовал я на создание какого бы то ни было особого направления в международной социал- демократии, не тождественного с направлением Бебеля и Каутского? Где и когда выступали на свет разногласия между мной, с одной стороны, Бебелем и Каутским, с другой,- разногласия, хоть сколько- нибудь приближающиеся по серьезности к разногласиям между Бебелем и Каутским, например, по аграрному вопросу в Бреславле?»
Вопрос о ревизионизме Ленина не может быть решен путем простого сопоставления его текстов с текстами Маркса и Энгельса или посредством поиска ответа на неразрешимый вопрос: «Что бы Маркс или Энгельс сделали или сказали в тех ситуациях, в которых действовал Ленин?». Теория Маркса оставляла возможность различных толкований. И потому могла быть использована и утилизована самым различным способом без ясного и открытого нарушения ее оснований. В то же время проблема преемственности между марксизмом Маркса и «марксизмом» Ленина не лишена научного значения. Если отбросить понятия верности и измены, в которых до сих пор эту проблему обсуждали государственные идеологи, то она сводится к выявлению общих тенденций ленинской утилизации и дополнений к Марксовому наследству.
Все вопросы теории для Ленина имели только инструментальный смысл по отношению к революции - главной задаче. То же самое можно сказать о всех человеческих делах, идеях, социальных институтах и ценностях - их значение исчерпывается классовой функцией. Безусловно, в текстах Маркса можно найти оправдание такой точки зрения, поскольку он неоднократно подчеркивал преходящий и классовый смысл всех форм общественной жизни в классовом обществе. Но анализ конкретных проблем у Маркса был более сложен и дифференцирован и не может быть сведен к редукционистским формулам исторического материализма. Еще более абсурдным было бы утверждение, что смысл всего творчества Маркса и Энгельса исчерпывается вопросом: хорошо это или плохо для революции.-* Классики обладали значительно более широким интеллектуальным горизонтом, нежели их русский ученик. Они глубоко понимали преемственность человеческой культуры. Не считали, что ценность науки, искусства, морали, социальных институтов есть только средство выражения классовых интересов. Однако общие формулы исторического материализма вполне подходили для того способа использования, каким вдохновлялся Ленин. Для него искусство, литература, право, мораль, социальные институты, демократические ценности, религиозные и философские идеи не имеют никакого самостоятельного значения, а являются только средствами политической борьбы. И в этом пункте его нельзя упрекнуть в отступлении от марксизма Маркса. Просто как и всякий не в меру рьяный последователь он применял принципы исторического материализма более жестко и однозначно, чем это делал Маркс.
Если, например, право рассматривать только как орудие классового угнетения, то вслед за Лениным можно предположить, что нет существенного различия между правовым правлением и абсолютной диктатурой. Если политические свободы толковать лишь как способ защиты буржуазией своих классовых интересов, то можно согласиться и с ленинским выводом: большевистская партия не обязана заботиться о защите этих свобод после того, как она взяла власть в свои руки. Если духовное творчество - научное, художественное или философское - есть только средство классовой борьбы, то нет качественного различия между сочинением философского трактата и применением маузера, винтовки или штыка. Это только различные формы одного и того же оружия, которое применяется в ^зависимости от обстоятельств по отношению к врагам и соратникам.
Речь идет об элементах ленинизма, смысл которых стал ясен всем после прихода большевиков к власти. И они содержались в работах Ленина с самого начала его деятельности. По этой причине он, как правило, оказывался в более выигрышном положении при дискуссии с другими марксистами. Упрощал принципы теории Маркса, которые признавались всеми марксистами. И если те, например, упрекали его в отступлении от Маркса (подчеркивая, что для Маркса диктатура, в отличие от Ленина, никогда не означала деспотической власти, не связанной никакими законами), то они обнажали не только ленинский ревизионизм, но и незавершенность и двусмысленность марксизма.
Однако в важнейших пунктах ленинский вклад в марксизм порождал и порождает сомнения в правоверности последователя. Ленин создал собственную концепцию партии. Нерешенность национального вопроса использовал как мощный источник энергии, который должна применить партия для достижения своих целей. И выдвинул лозунг союза пролетариата с крестьянством в буржуазной революции. Эти идеи встретили резкую критику не только реформистов, но и Р. Люксембург - главного столпа марксистской ортодоксии. В то же время ленинская доктрина оказалась чрезвычайно успешной на практике и привела большевиков к победе в революции, гражданской и всей последующей войне со своим народом.
Еще по теме § 1. Был ли Ленин ревизионистом?:
- 1. Столыпинская реакция. Разложение в оппозиционных слоях интеллигенции. Упадочничество. Переход части партийной интеллигенции в лагерь врагов марксизма и попытки ревизии теории марксизма. Отповедь Ленина ревизионистам в его книге "Материализм и эмпириокритицизм" и защита теоретических основ марксистской партии.
РЕВИЗИОНИЗМ — враждебное марксизму течение в рабочем движении, возникло в период перехода домонополистического капитализма в его империалистическую стадию, когда марксизм становится общепризнанным учением пролетариата и побеждает все прочие идеологии рабочего движения.
Как оформленное течение ревизионизм сложился в конце 90-х гг. в Германии, где бывший марксист Бернштейн дал имя этому течению, выступив с рядом «поправок» к Марксу, с «ревизией» марксизма. В статьях в «Neue Zeit» в 1896 г., а затем в изданной им в 1899 г. книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» Бернштейн отказывается от марксизма, «ревизует» Маркса в основных вопросах философии, политэкономии и политики марксизма.
В области политэкономии ревизионизм ополчился против марксовой теории концентрации, в частности, в области аграрных отношений против теории обнищания пролетариата. Ревизионизм пытался утверждать, что монополистический капитализм несет с собой демократизацию капиталистической собственности (акционерные общества), уничтожает капиталистическую конкуренцию, ослабляет кризисы, притупляет и смягчает классовые противоречия. Тем самым отвергалась марксова теория кризисов и краха капитализма.
В области политики ревизионизм отбрасывает теорию революции, насильственного захвата власти пролетариатом, теорию диктатуры пролетариата, противопоставляя им путь мирного развития, врастания капитализма в социализм, затухания классовой борьбы. Ревизионизм представлял собой течение, «требовавшее отказа от революции, от социализма, от диктатуры пролетариата». [История ВКП(б). Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 37]
Социально-экономической базой ревизионизма является рабочая аристократия, подкармливаемая буржуазией, мелкобуржуазные попутчики, партийные и профсоюзные бонзы. Ревизионизм опирался и на более отсталые элементы рабочего класса, на новых «рекрутов» движения, еще не оторвавшихся от мелкобуржуазной идеологии.
Ревизионизм - интернациональное явление, проявившееся с большей или меньшей силой во всех партиях 2-го Интернационала, принимавшее в связи с различной исторической обстановкой различные формы. Во Франции идеологом ревизионизма выступал Жорес, его практическим выразителем - Мильеран, осуществивший на деле теорию классового сотрудничества с буржуазией. «В чем состоит «новое» направление, которое «критически» относится к «старому, догматическому», марксизму, это с достаточной определенностью сказал Бернштейн и показал Мильеран». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 367) «Французский мильеранизм, - указывает Ленин, - самый крупный опыт, применения ревизионистской политической тактики в широком, действительно-национальном масштабе». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188)
Своеобразные формы принял ревизионизм в Австрии, где он носил характер так называемого австромарксизма, наиболее тонкой и завуалированной формы ревизии марксизма.
В России ревизионизм, меняя свое обличие, прошел тот же путь, что и в Западной Европе. «Легальный марксизм» (Струве, Булгаков), «экономизм» (Прокопович, Кускова, Мартынов) отстаивали те же взгляды, что и бернштейнианство, являясь его русской разновидностью. Меньшевизм, троцкизм были дальнейшим этапом развития ревизионизма на русской почве; они подвергли пересмотру идеологические, тактические и организационные принципы марксизма. Годы реакции в России породили и усилили новые попытки ревизии марксизма. Знамя ревизионизма было подхвачено и теми течениями, которые долгие годы открыто вели борьбу с марксизмом, и которые в условиях гегемонии марксизма в рабочем движении пытались приспособиться к марксизму, «исправляя» его. «Революционные синдикалисты» (Лагардель, Сорель, Лабриола) «сплошь да рядом апеллируют от Маркса, неверно понятого, к Марксу, верно понимаемому». (Ленин, там же, стр. 189)
Отношение к ревизионизму, как идейно-теоретическому прикрытию оппортунизма, было той лакмусовой бумажкой, которая выявила подлинный характер различных течений в рабочем движении, исторически проверила их. Борьба Плеханова, Р. Люксембург, Фр. Меринга против бернштейнианства принадлежит к лучшим страницам их деятельности. Плеханов отстаивал материалистическую диалектику против идеалистической похлебки Бернштейна, К. Шмидта и др. Роза Люксембург и левые германские социал-демократы вскрыли буржуазный характер ревизионизма. Но и Плеханов, и Роза Люксембург обошли важнейшие вопросы, поднятые Бернштейном. Плеханов обошел молчанием проблему государства и диктатуры пролетариата, ничего не сделал, чтобы вскрыть фальсификацию Бернштейном взглядов Маркса по этим вопросам.
В блестящих и острых по форме статьях Р. Люксембург сказались ее собственные ошибки, теория автоматического краха капитализма, теория стихийности. Она также обошла вопрос о диктатуре пролетариата, уступила ревизионизму в вопросе о насильственном захвате власти пролетариатом. Люксембург и другие не смогли вскрыть классовые корни ревизионизма, не вели подлинной борьбы за полное и окончательное размежевание с ним.
Бебель на Ганноверском съезде 1899 г. и Дрезденском 1903 г. отстаивал марксистские взгляды, заявив, что партия останется на прежних позициях, будет держаться старой испытанной тактики, но борьба с ревизионизмом не была поднята им на должную идейно-политическую высоту. Осудив ревизионизм, германская социал-демократия не только не сделала никаких организационных выводов, но предоставила Бернштейну полную возможность пропаганды своих взглядов. Ревизионизм становится законным течением в рядах социалистических партий, примиренческое отношение к ревизионизму стало характерным явлением для всего 2-го Интернационала. Наиболее ярким выразителем его явился Каутский. Начав полемику с Бернштейном против своей воли, под давлением Бебеля и Р. Люксембург, Каутский, отстаивая на словах марксизм, на деле сдавал ревизионизму одну позицию за другой. Как показал Ленин, Каутский в полемике с Бернштейном прямо обошел вопрос о пролетарской диктатуре, не разоблачая бернштейнианского извращения Маркса в вопросе о том, что пролетариат не может просто овладеть готовой государственной машиной. Он обошел этот вопрос и в своей работе «Путь к власти» (1909). Ярко сказалось примиренчество Каутского в резолюции, внесенной им на Парижском конгрессе 2-го Интернационала по поводу «казуса Мильерана». «Каучуковая» резолюция по сути дела оправдывала мильеранизм, оставляя лазейку для всех ревизионистов.
Последовательно революционную борьбу против ревизионизма повел Ленин и возглавленная им партия большевиков. Уже с первых шагов своей революционной деятельности Ленин задолго до Плеханова начинает борьбу с русской разновидностью ревизионизма, с «легальным марксизмом», со Струве. В знаменитом «Протесте», направленном против программного документа русского «экономизма» «Credo», Ленин дает политическую оценку ревизионизма «Пресловутая Бернштейниада… означает попытку сузить теорию марксизма, попытку превратить революционную рабочую партию в реформаторскую». (Ленин, Соч., т. II, стр. 481)
В «Что делать?» Ленин развернул борьбу с ревизионизмом, как русским, так и международным, показал его единство, его интернациональный характер. «В настоящее время (теперь это уже явственно видно) английские фабианцы, французские министериалисты, немецкие бернштейнианцы, русские критики, - все это одна семья, все они друг друга хвалят, друг у друга учатся и сообща ополчаются против «догматического» марксизма». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 366) Ленин проводил борьбу с ревизионизмом и при обсуждении программы «Искры». Благодаря настоянию Ленина, впервые после Маркса и Энгельса был в программу РСДРП включен вопрос о диктатуре пролетариата. «Вопрос о диктатуре пролетариата поставлен в этой программе ясно и определенно, притом поставлен именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппортунизма». (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 431) Ленин показал недостаточность борьбы с ревизионизмом со стороны лидеров 2-го Интернационала. Он показал лицо ревизионизма как замаскированного буржуазного либерализма, вскрыл его классовые корни. Ленин настойчиво и систематически вел линию на раскол с ревизионизмом и примиренцами к нему как внутри РСДРП, так и во 2-м Интернационале. Идейно-политическую борьбу с ревизионизмом Ленин тесно увязывал с классовой борьбой пролетариата.
Одновременно с Лениным ведет борьбу с ревизионизмом Сталин. «В решительной и непримиримой борьбе против грузинского «легального марксизма», против большинства «Месаме-даси», возглавляемого Н. Жордания, зародилась, оформилась и выросла под руководством товарища Сталина революционная ленинско-искровская социал-демократическая большевистская организация в Закавказье ». (Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, 5 изд., 1939, стр. 23) Наряду с «легальным марксизмом» Сталин ведет борьбу с «экономизмом», меньшевизмом. Борьбе против ревизионизма, как и против анархизма, посвящен ряд замечательных статей Сталина «Анархизм или социализм».
В борьбе с ревизионизмом как русским (меньшевизм, троцкизм, отзовизм, ликвидаторство), так и международным, с примиренчеством к нему, с центризмом Ленин и Сталин выковали партию нового типа, вооруженную теорией революционного марксизма. В процессе этой борьбы Ленин и Сталин подняли теорию Маркса на новую высоту. Гениально, пророчески Ленин предвидел, что «идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце 19 века есть лишь преддверие великих революционных битв пролетариата, идущего вперед к полной победе своего дела вопреки всем шатаниям и слабостям мещанства». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 189) Это ленинское положение блестяще оправдалось. В период всеобщего кризиса капитализма, победы Великой Октябрьской социалистической революции ревизионизм, ставший официальной идеологией 2-го Интернационала, выступает, как открыто враждебное марксизму течение, отвергающее идейно-теоретические и программно-политические основы марксизма.
Ревизионизм выступил не только против политических и экономических взглядов Маркса и Энгельса, но под флагом пересмотра и «исправления» выступил против философской основы марксизма-ленинизма - против диалектического материализма.
Наиболее распространенными течениями философского ревизионизма являлись: неокантианство (Бернштейн, Макс Адлер, Форлендер, Каутский и др.), махизм (Фридрих Адлер, Отто Бауэр и др.), в последнее время - неогегельянство (Зигфрид Марк) в Западной Европе, а в России - «легальный марксизм», неокантианство (Струве, Булгаков, Бердяев), махизм-эмпириокритицизм (Богданов, Базаров, Юшкевич и др.) и, наконец, меньшевиствующий идеализм и механицизм. По-разному, но с единых позиций выступали ревизионисты против марксизма. Это единство заключалось в том, чтобы философию марксизма превратить в кантианство, махизм, идеализм, мистику и поповщину, чтобы теоретически разоружить рабочий класс и отравить его сознание буржуазными «теориями» примирения с капитализмом.
Поход против философии марксизма оформился в 90-х годах прошлого века, когда марксизм и диалектический материализм завершили свою победу над всеми враждебными рабочему классу идеологиями. Остатки этих враждебных марксизму идеологий продолжали борьбу против марксизма, изменив методы и формы этой борьбы. Враги марксизма под видом его исправления и дополнения пытались выхолостить его революционное содержание. Те элементы, которые раньше занимали явную антимарксистскую позицию, теперь выступали на почве победившего марксизма как его ревизионисты. Ревизионизм был удобной формой прикрытия, маскировки для врагов марксизма. В 1913 г. в статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса» Ленин писал: «Диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами». (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 332)
Ревизионисты «признавали» марксизм и философский материализм Маркса, но это признание имело целью подорвать марксизм изнутри, чтобы, используя его авторитет, под флагом марксизма, протаскивать реакционные и враждебные пролетарскому движению теории. Они являлись проводниками буржуазного влияния на пролетариат. В своей борьбе с марксизмом ревизионисты, заявляя «о согласии» с философскими основами марксизма, так «поправляли» марксизм, что это приводило к отказу от марксизма, к извращению его в угоду идеализму, поповщине, в угоду реакционным классам. Пересмотр теоретических основ марксизма начал Эд. Бернштейн. Свою ревизию марксизма он начал с обвинения марксистов в гегельянстве, с доказательства несостоятельности диалектики. «Диалектика, - писал он, - предательница, она - засада на пути к правильному суждению о вещах».
Диалектика как развитие на основе борьбы противоположностей, как развитие со скачками, катастрофами, переходами от старого к новому, революциями в природе и обществе вызывает дикую злобу и ненависть со стороны ревизионистов. Диалектика у ревизионистов заменяется вульгарной теорией эволюции, рассматривающей движение как простой процесс роста, где медленное, постепенное развитие и количественное изменение не ведут к качественным изменениям, к скачкам. ««Конечная цель - ничто, движение - все», это крылатое словечко Бернштейна, - писал Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188) Учение об эволюции является теоретическим обоснованием отрицания революции пролетариата, обоснованием мирного сотрудничества классов - буржуазии и пролетариата. Общее стремление философских ревизионистов заключается в уничтожении материалистической диалектики, так как это мировоззрение дает объективное реальное представление о ходе развития природы и человеческого общества, так как это мировоззрение способствует осознанию исторической роли пролетариата. Эти лакеи буржуазии пытались отвлечь массы от материализма и отравить их сознание идеализмом и религией. Все ревизионисты апеллируют к Канту, утверждая необходимость соединения Маркса с Кантом. Форлендер развивает ту мысль, что марксизму недостает этического обоснования социализма, якобы обоснованного и развитого Кантом. Он считает, что «категорический императив Канта оживляет Маркса в наше время».
Другой кантианец, Макс Адлер, доказывал, что у Маркса нет своей философии, а есть лишь материалистическое понимание истории. Кантовскую теорию чистого разума и ее априорных форм, о которой сам Кант говорил, что в ней он ограничил разум, чтобы дать место вере, Адлер считает необходимым объединить с материалистическим пониманием истории. В угоду буржуазии все философские ревизионисты клевещут на материализм, называя его метафизикой и мистикой.
Ленин разоблачил реакционную, буржуазную сущность ревизионистов, которые «отвергают некоторые более или менее существенные стороны учения Маркса, становятся, например, в философии не на сторону диалектического материализма, а на сторону неокантианства». (Ленин, Соч., т. III, стр. 499) Почти все ревизионисты в своей критике марксизма примыкали к неокантианству, этой официальной философии социал-демократии. В России в качестве прямого лозунга борьбы с марксизмом и революционным рабочим движением лозунг «назад к Канту» был выдвинут в 1890-900-х гг. тогдашними «легальными марксистами» Струве, Булгаковым, Бердяевым. Весь политический смысл «легального марксизма» и его философии заключался в том, чтобы выхолостить революционное содержание марксизма и приспособить его к полицейскому режиму русского самодержавия. Ленин вскрыл кантианские основы «легального марксизма» (струвизма), показав сплошную реакционность этого течения. После поражения революции 1905 г. «наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали предательство, воспевали половой разврат под видом «культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 96-97]
Богданов, Базаров, Юшкевич, Луначарский и другие выступили с критикой марксизма. «Критика эта отличалась от обычной критики тем, что она велась, не открыто и честно, а завуалированно и лицемерно под флагом «защиты» основных позиций марксизма. Мы, говорили они, в основном марксисты, но хотели бы «улучшить» марксизм, освободить его от некоторых основных положений. На самом деле они были враждебны марксизму, ибо старались подорвать теоретические основы марксизма, хотя на словах лицемерно отрицали свою враждебность к марксизму и продолжали двурушнически называть себя марксистами». (там же, стр. 97)
Ленин и большевики рассчитывали, что против «нового» ревизионизма выступит Плеханов, но эти ожидания не оправдались. Плеханов больше отделывался от эмпириокритиков, чем разделывался с ними. Он написал ряд статей фельетонного порядка, но не дал критики по существу. Эту задачу выполнил Ленин в своей знаменитой книге «Материализм и эмпириокритицизм». Вскрыв классовые и гносеологические корни эмпириокритицизма, Ленин показал, что представители его, «объединенные - несмотря на резкие различия политических взглядов - враждой против диалектического материализма, претендуют в то же время на то, что они в философии марксисты! Энгельсовская диалектика есть «мистика», - говорит Берман, взгляды Энгельса «устарели», - мимоходом, как нечто само собою разумеющееся, бросает Базаров, - материализм оказывается опровергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссылаются на «современную теорию познания», на «новейшую философию» (или «новейший позитивизм»), на «философию современного естествознания» или даже «философию естествознания 20 века»». (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 11)
В 1906-09 гг., в связи с ростом философской реакции, Сталин написал ряд теоретических статей, где разоблачил ревизионистов и показал всю их враждебность марксизму. (см. Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье). В этих статьях Сталин дает глубокое изложение основ диалектического материализма, дает их в единстве с насущными задачами революционной классовой борьбы пролетариата. Философскую, теоретическую борьбу Ленин и Сталин всегда связывали с политическими течениями в партии и рабочем классе, с основными вопросами революции. Все же формы философского ревизионизма, так или иначе, характеризуются отрывом теории от практики, отрывом политических идей марксизма от философской основы, эклектизмом, софистикой и т. п. Партийность философии отвергается всеми. Бернштейн настаивал на строгом отграничении области науки от практики. Каутский противопоставляет научный социализм Маркса «чистой науке». Не понят принцип партийности в философии и Плехановым. Отрицание партийности в философии характерно и для разновидностей современного философского ревизионизма - механицизма и меньшевиствующего идеализма.
Наиболее полную и глубокую характеристику ревизионизма дал Ленин. «В области философии, - писал он, - ревизионизм шел в хвосте буржуазной профессорской «науки». Профессора шли «назад к Канту», - и ревизионизм тащился за неокантианцами, профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского материализма, - и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали…, что материализм давно «опровергнут»; профессора третировали Гегеля, как «мертвую собаку», и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый, чем гегелевский, презрительно пожимали плечами по поводу диалектики, - и ревизионисты лезли за ними в болото философского опошления науки, заменяя «хитрую» (и революционную) диалектику «простой» (и спокойной) «эволюцией»; профессора отрабатывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и «критические» свои системы к господствовавшей средневековой «философии» (т.е. к теологии), - и ревизионисты пододвигались к ним, стараясь сделать религию «частным делом» не по отношению к современному государству, а по отношению к партии передового класса.
Какое действительное классовое значение имели подобные «поправки» к Марксу, об этом не приходится говорить - дело ясно само собой». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 184- 185) Ленин показывает, что все виды философского ревизионизма питаются враждебными марксизму буржуазными и мелкобуржуазными идеологиями.
Философия диалектического материализма как неразрывная составная часть единого целостного мировоззрения марксизма-ленинизма, как теоретический фундамент коммунизма выковывалась в борьбе против ревизионизма - против идеализма и против вульгарного, механического материализма. Маркс и Энгельс боролись как с идеалистическими взглядами Прудона и т. д., так и с механическим материализмом и эклектизмом Дюринга и других, и вульгаризаторством школы Бюхнера-Фогта-Молешотта. Ленин показал нам классические образцы последовательной непримиримой борьбы с ревизионизмом против субъективного метода в социологии народников, против кантианства и объективизма Струве, против махизма Богданова и др., против механистических тенденций в лагере материалистов, против отступлений Плеханова от философии марксизма.
Товарищ Сталин повседневно показывает нам классические образцы борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом за линию партии на философском фронте, за очищение и оттачивание теоретического оружия пролетариата, строящего, коммунизм. «История партии учит…, что без непримиримой борьбы с оппортунистами в своих собственных рядах, без разгрома капитулянтов в своей собственной среде партия рабочего класса не может сохранить единство, и дисциплину своих рядов, не может выполнить свою роль организатора и руководителя пролетарской революции, не может выполнить свою роль строителя нового, социалистического общества. История развития внутренней жизни нашей партии есть история борьбы и разгрома оппортунистических групп внутри партии - «экономистов», меньшевиков, троцкистов, бухаринцев, национал-уклонистов». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 343]
Лит.: Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. I (Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, гл. II); т. II (Еще к вопросу о теории реализации, стр. 411); т. III (Некритическая критика, стр. 500- 501); т. IV (Что делать? [раздел] I); т. XII (Марксизм и ревизионизм); т. XIII (Материализм и эмпириокритицизм, стр. 11-12); т. XV (Разногласия в европейском, рабочем движении, О некоторых особенностях истории развития марксизма); т. XXI (Государство и революция, стр. 382-383); т. XXVIII ([Письма], стр. 20, 25, 39-40); т. XXX ; Сталин И., Вопросы ленинизма II изд., [М.], 1939; Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, [М.], 1939; Плеханов Г., Соч., 3 изд., т. XI, М.-Л., 1928 (см. статьи против Бернштейна, статьи против К. Шмидта, статьи против П. Струве); Люксембург Р., Избранные сочинения, т. I - Против реформизма, ч. 1, М.-Л., 1928, ч. 2, М., 1930.
БСЭ, 1 изд., т.48 , к.363-370
С наступлением индустриальной эры, ростом динамизма социальных процессов общественно-политическая наука постоянно стремилась осмыслить логику перемен в социальной структуре общества, определить роль составляющих ее групп в историческом развитии.
Марксизм, ревизионизм и социал-демократия
Еще в XIX веке многие мыслители, среди них А. Сен-Симон (1760--1825), Ш. Фурье (1772--1837), Р. Оуэн (1771--1858) и другие, обратили внимание на противоречия современного им общества. Социальная поляризация, рост числа неимущих и обездоленных, периодические кризисы перепроизводства, с их точки зрения, свидетельствовали о несовершенстве общественных отношений.
Особое внимание эти мыслители уделяли тому, какой должна быть идеальная организация общества. Они конструировали умозрительные ее проекты, вошедшие в историю социальной науки как порождение утопического социализма. Так, Сен-Симон предполагал, что необходим переход к системе планируемого производства и распределения, создание ассоциаций, где каждый будет заниматься тем или иным видом общественно полезного труда. Р. Оуэн считал, что общество должно состоять из самоуправляющихся коммун, члены которых сообща владеют собственностью и совместно пользуются произведенным продуктом. Равенство в представлении утопистов не противоречит свободе, напротив, выступает условием ее обретения. При этом достижение идеала не связывалось с насилием, предполагалось, что распространение идей о совершенном обществе станет достаточно сильным побудительным мотивом для их реализации.
Акцент на проблеме эгалитаризма (равенства) был характерен и для учения, оказавшего большое влияние на развитие общественно-политической жизни многих стран в XX веке, -- марксизма.
Учение К. Маркса и рабочее движение. К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895), разделяя многие взгляды социалистов-утопистов, связывали достижение равенства с перспективой социальной революции, предпосылки которой, по их мнению, вызревали с развитием капитализма и ростом промышленного производства.
Марксистский прогноз развития социальной структуры общества предполагал, что с развитием фабричной промышленности будет постоянно численно возрастать количество наемных работников, лишенных собственности, живущих впроголодь и из-за этого вынужденных продавать свою рабочую силу (пролетариев). Всем остальным социальным группам -- крестьянству, мелким собственникам города и деревни, не использующим или ограниченно использующим наемный труд, служащим, предрекалась незначительная социальная роль.
Ожидалось, что рабочий класс, сталкиваясь с резким ухудшением своего положения, особенно в периоды кризисов, сможет перейти от выдвижения требований экономического характера и стихийных бунтов к осознанной борьбе за коренное переустройство общества. Условием этого К. Маркс и Ф. Энгельс считали создание политической организации, партии, способной внедрить в пролетарские массы революционные идеи, возглавить их в борьбе за завоевание политической власти. Ставшее пролетарским, государство должно было обеспечить обобществление собственности, подавить сопротивление сторонников старых порядков. В перспективе государство должно было отмереть, сменившись системой самоуправляющихся коммун, реализующих идеал всеобщего равенства и социальной справедливости.
К. Маркс и Ф. Энгельс не ограничились разработкой теории, они пытались претворить ее в жизнь. В 1848 г. они написали программный документ для революционной организации -- Союза коммунистов, который стремился стать международной партией пролетарской революции. В 1864 г. при их непосредственном участии сложилась новая организация -- I Интернационал, в который вошли представители различных течений социалистической мысли. Наибольшим же влиянием пользовался марксизм, который стал идейной платформой сложившихся во многих странах социал-демократических партий (одной из первых в 1869 г. такая партия возникла в Германии). Они создали в 1889 г. новую международную организацию -- II Интернационал.
В начале XX века в большинстве индустриально развитых стран легально действовали партии, представляющие рабочий класс. В Великобритании в 1900 г. был создан Комитет рабочего представительства для проведения в парламент представителей рабочего движения. В 1906 г. на его базе была создана Лейбористская (рабочая) партия. В США Социалистическая партия сложилась в 1901 г., во Франции -- в 1905 г.
Марксизм как научная теория и марксизм как идеология, впитавшая в себя отдельные положения теории, ставшие политическими, программными установками и в таком качестве усвоенные многими последователями К. Маркса, сильно отличались друг от друга. Марксизм как идеология служил обоснованием политической деятельности, направлявшейся лидерами, партийными функционерами, которые определяли свое отношение к исходным идеям марксизма и попыткам научного их переосмысления на основе собственного опыта, текущих интересов своих партий.
Ревизионизм в партиях II Интернационала. Изменения в облике общества на рубеже XIX--XX веков, рост влияния социал-демократических партий в Германии, Англии, Франции и Италии потребовали теоретического осмысления. Это подразумевало пересмотр (ревизию) ряда исходных положений марксизма.
Как направление социалистической мысли ревизионизм оформился в 1890-е гг. в работах теоретика германской социал-демократии Э. Бернштейна, получивших популярность в большинстве социалистических и социал-демократических партий II Интернационала. Появились такие направления ревизионизма, как австромарксизм, экономический марксизм.
Теоретики ревизионизма (К. Каутский -- в Германии, О. Бауэр -- в Австро-Венгрии, Л. Мартов -- в России) считали, что универсальных закономерностей общественного развития, подобных законам природы, на открытие которых претендовал марксизм, не существует. Наибольшие сомнения вызывал вывод о неизбежности обострения противоречий капитализма. Так, при анализе процессов экономического развития ревизионистами была выдвинута гипотеза, что концентрация и централизация капитала, образование монополистических объединений (трестов, картелей) ведут к преодолению анархии свободной конкуренции и позволяют если не устранить кризисы, то смягчить их последствия. В политическом плане подчеркивалось, что по мере превращения избирательного права во всеобщее необходимость в революционной борьбе и революционном насилии для достижения целей рабочего движения отпадает.
Действительно, марксистская теория создавалась в условиях, когда власть в большинстве стран Европы еще принадлежала аристократии, а там, где существовали парламенты, из-за системы цензов (оседлости, имущественного, возрастного, отсутствия избирательных прав у женщин) 80--90% населения не имело права голоса. В подобной ситуации в высшем законодательном органе, парламенте, были представлены лишь собственники. Государство прежде всего реагировало на запросы имущих слоев населения. Это оставляло неимущим лишь один путь защиты своих интересов -- выдвижение требований к предпринимателям и государству, угрозы перехода к революционной борьбе. Однако с введением всеобщего избирательного права у партий, представляющих интересы лиц наемного труда, появилась возможность завоевания прочных позиций в парламентах. В этих условиях вполне логичным было связать цели социал-демократии с борьбой за реформы, ведущейся в рамках существующего государственного устройства без нарушения демократических правовых норм.
По мнению Э. Бернштейна, социализм как доктрина, предполагающая возможность построения общества всеобщей справедливости, не может в полной мере считаться научной, поскольку она не проверена и не доказана на практике и в этом смысле остается утопией. Что касается социал-демократического движения, то оно является порождением вполне конкретных интересов, на удовлетворение которых и должно направлять свои усилия, не ставя утопичных сверхзадач.
Социал-демократия и идеи В.И. Ленина. Ревизионизму большинства социал-демократических теоретиков противостояло радикальное крыло рабочего движения (в России оно было представлено фракцией большевиков, возглавлявшейся В.И. Лениным, в Германии -- группой "левых", лидерами которых были К. Цеткин, Р. Люксембург, К. Либкнехт). Радикальные фракции полагали, что рабочее движение должно в первую очередь стремиться к уничтожению системы наемного труда и предпринимательства, экспроприации капитала. Борьба за реформы признавалась как средство мобилизации масс на последующие революционные действия, но не как цель, имеющая самостоятельную значимость.
Согласно взглядам В.И. Ленина, в окончательном виде сформулированным им в годы первой мировой войны, новый этап в развитии капитализма, империализм, характеризуется резким обострением всех противоречий капиталистического общества. Концентрация производства и капитала рассматривалась как доказательство крайнего обострения потребности в их обобществлении. Перспективой капитализма В.И. Ленин считал лишь застой в развитии производительных сил, рост разрушительности кризисов, военных конфликтов между империалистическими державами из-за переделов мира.
В.И. Ленину была свойственна убежденность, что материальные предпосылки перехода к социализму существуют почти повсеместно. Главной причиной, по которой капитализму удавалось продлевать свое существование, Ленин считал неготовность трудящихся масс подняться на революционную борьбу. Изменить это положение, то есть освободить рабочий класс от влияния реформистов, возглавить его, по мысли Ленина и его сторонников, должна была партия нового типа, ориентированная не столько на парламентскую деятельность, сколько на подготовку революции, насильственного захвата власти.
Ленинские идеи об империализме как высшей и последней стадии капитализма первоначально не привлекли к себе особого внимания западноевропейских социал-демократов. О противоречиях новой эпохи, причинах их обострения писали многие теоретики. В частности, английским экономистом Д. Гобсоном еще в начале века утверждалось, что создание колониальных империй обогатило узкие группы олигархии, стимулировало отток капитала из метрополий, обострило отношения между ними. Теоретик немецкой социал-демократии Р. Гильфердинг подробно проанализировал последствия роста концентрации и централизации производства и капитала, образования монополий. Идея партии "нового типа" первоначально осталась непонятой в действующих легально социал-демократических партиях Западной Европы.
Создание Коминтерна. В начале XX века в большинстве социал-демократических партий были представлены и ревизионистские, и радикальные воззрения. Между ними не было непреодолимого барьера. Так, К. Каутский в ранних своих работах полемизировал с Э. Бернштейном, позднее согласился со многими из его взглядов.
Программные документы действующих легально социал-демократических партий включали упоминание о социализме как конечной цели их деятельности. В то же время подчеркивалась приверженность этих партий методам изменения общества и его институтов путем реформ, с соблюдением процедуры, предусмотренной конституцией.
Левые социал-демократы вынуждены были мириться с реформистской направленностью партийных программ, оправдывая ее тем, что упоминание о насилии, революционных средствах борьбы даст властям повод для репрессий против социалистов. Лишь в социал-демократических партиях, действующих в нелегальных или полулегальных условиях (в России, Болгарии), произошло организационное размежевание между реформистским и революционным течениями в социал-демократии.
После Октябрьской революции 1917 г. в России, захвата власти большевиками представления В.И. Ленина об империализме как кануне социалистической революции стали основой идеологии радикального крыла международного социал-демократического движения. В 1919 г. оно оформилось в III Коммунистический Интернационал. Его приверженцы ориентировались на насильственные средства борьбы, считали любое сомнение в правильности идей Ленина политическим вызовом, враждебным выпадом против их деятельности. С созданием Коминтерна социал-демократическое движение окончательно раскололось на реформистскую и радикальную фракции не только идейно, но и организационно.
Документы и материалы
Из работы Э. Бернштейна "Возможен ли научный социализм?":
"Социализм представляет собой нечто большее, чем простое выделение тех требований, вокруг которых ведется временная борьба, которую рабочие ведут с буржуазией в экономической и политической области. Как доктрина социализм есть теория этой борьбы, как движение -- итог ее и стремление к определенной цели, именно к превращению капиталистического общественного строя в строй, основанный на принципе коллективного ведения хозяйства. Но эта цель не является предсказанной одной только теорией, наступления ее не ожидают с известной фаталистической верой; это в значительной мере намеченная цель, за осуществление которой борются. Но, ставя своей целью такой предполагаемый или будущий строй и стараясь свои действия в настоящем вполне подчинить этой цели, социализм является в известной степени утопическим. Этим я не хочу, разумеется, сказать, что социализм стремится к чему-то невозможному или недостижимому, я хочу только констатировать, что он содержит в себе элемент спекулятивного идеализма, известную долю научно недоказуемого".
Из работы Э. Бернштейна "Проблемы социализма и задачи социал-демократии":
"феодализм со своими <...> сословными учреждениями почти повсюду искоренен был путем насилия. Либеральные учреждения современного общества именно тем и отличаются от него, что они гибки, изменчивы и способны к развитию. Они не требуют своего искоренения, но лишь дальнейшего развития. А для этого необходимы соответственная организация и энергичные действия, но никак не обязательно революционная диктатура <...> Диктатура пролетариата -- там, где рабочий класс еще не обладает сильной собственной организацией хозяйственного свойства и не достиг еще высокой степени моральной самостоятельности путем дрессировки в органах самоуправления, -- есть не что иное, как диктатура клубных ораторов и ученых <...> Утопия не перестает быть утопией потому только, что явления, имеющие якобы произойти в будущем, мысленно прилагают к настоящему. Мы должны брать рабочих такими, как они есть. Они же, во-первых, уже вовсе не настолько все обнищали, как это можно было бы заключить из "Коммунистического Манифеста", а во-вторых, далеко еще не избавились от предрассудков и слабостей, как желают нас в том уверить их приспешники".
Из работы В.И. Ленина "Исторические судьбы учения Карла Маркса":
"Внутренне сгнивший либерализм пробует оживить себя в виде социалистического оппортунизма. Период подготовки сил для великих битв они истолковывают в смысле отказа от этих битв. Улучшение положения рабов для борьбы против наемного рабства они разъясняют в смысле продажи рабами своих прав на свободу. Трусливо проповедуют "социальный мир" (т.е. мир с рабовладением), отречение от классовой борьбы и т.д. Среди социалистических парламентариев, разных чиновников рабочего движения и "сочувствующей" интеллигенции у них очень много сторонников".
Из работы Р. Люксембург "Социальная реформа или революция?":
"Кто высказывается за законный путь реформ вместо и в противоположность завоеванию политической власти и общественному перевороту, выбирает на самом деле не более спокойный, не более надежный и медленный путь к той же цели, а совершенно другую цель, именно -- вместо осуществления нового общественного порядка только незначительные изменения в старом. Таким образом, политические взгляды ревизионизма приводят к тому же выводу, что и его экономическая теория: по существу он не нацелен на осуществление социалистического строя, а только на преобразование капиталистического, не на уничтожение системы найма, а лишь на установление большей или меньшей эксплуатации, одним словом, на устранение только наростов капитализма, но не самого капитализма".
Вопросы и задания
- 1. Как вы думаете, почему созданная К. Марксом в XIX веке теория, в отличие от других утопических учений, нашла значительное распространение во многих странах мира в XX веке?
- 2. Почему на рубеже XIX--XX веков произошел пересмотр ряда положений марксистского учения? Какие из них были объектом наибольшей критики? Какие появились новые направления социалистической мысли?
- 3. Как вы можете объяснить различие понятий: "марксизм как теория"
и "марксизм как идеология".
- 4. Выявите основные различия между реформистским и радикальным направлениями в рабочем движении.
- 5. Какую роль сыграла ленинская теория империализма в международном рабочем движении?
Антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма, который под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтвержденных практикой положений марксистской теории.
Ревизионизм "справа" заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами; ревизионизм "слева" подменяет их анархистскими, волюнтаристскими установками. Современный ревизионизм пытается опорочить марксизм, объявляет его устаревшим и якобы утратившим
ныне значение для общественного развития.
Развитие марксизма-ленинизма для новых исторических условий необходимо при сохранении однако основных положений марксистской теории о базисе и надстройке, об общественно-экономических формациях, о классах и классовой борьбе.
Отличное определение
Неполное определение ↓
РЕВИЗИОНИЗМ
(revisionism) Любое критическое отступление от первоначальной интерпретации марксистской теории. Этот термин появился в период существования 2-го Интернационала и ассоциировался с критикой Бернштейном (Bernstein) теоретических посылок и политической стратегии марксизма (Marxism). Бернштейн утверждал, что вывод Маркса относительно неизбежного кризиса капитализма на деле не подтверждается. Монополистический капитал оказался жизнеспособным в отношении кризисов производства и использовал империалистическую экспансию в качестве предохранительного клапана для прибавочной стоимости. Не наблюдалось ни социальной поляризации, ни все большего обнищания рабочего класса, формировался новый средний класс, а крестьянство не исчезало. Бернштейн полагал, что движение к социализму в рамках существующей демократической системы станет возможным при условии, что массовые социалистические партии будут стремиться к предвыборному сотрудничеству с другими прогрессивными силами. Он находился под влиянием фабианских (Fabian) идей относительно проникающей роли государства. Бернштейн утверждал, что он всего лишь указал умозрительную перспективу той ситуации, которая уже существовала в Германии и Англии. Впоследствии "ревизионизм" использовался как бранное слово, которым клеймили любую серьезную попытку новой интерпретации классической марксистской теории, если в ней усматривалась реформистская направленность.
Ревизионизм — Политическое течение, утверждающее необходимость пересмотра — ревизии (2) — основных положений какой-л. теории, какого-л. учения, чьих-л. взглядов.
Значение слова Ревизионизм по Ожегову:
Ревизионизм — Враждебное марксизму-ленинизму оппортунистическое течение в рабочем движении, к -рое под видом ревизии марксизма-ленинизма извращает его, отвергая руководящую роль марксистско-ленинской партии и гегемонию рабочего класса в освободительном движении (правый ревизионизм) или прикрываясь ультрареволюционными фразами, основываясь на неверной оценке реальной действительности, приводит к политическому сектантству (левый ревизионизм)
Ревизионизм в Энциклопедическом словаре:
Определение слова «Ревизионизм» по БСЭ:
Ревизионизм
— антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма. оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, которое под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории (см. Оппортунизм).
Различают Р. справа, который заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами, и Р. «слева», подменяющий их анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. По своему происхождению Р. — результат мелкобуржуазного и буржуазного воздействия на революционное рабочее движение, а по классовой природе — одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает общественное положение этих двойственных по своей природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революционном рабочем движении. Методологическую основу Р. составляют эклектическая смесь Субъективизма, догматизма, механистического материализма, а также схематизм и односторонность.
Р. возник в конце 70-х гг. 19 в. в германской социал-демократической партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хёхберг, Э. Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром основных положений революционной теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в специальном письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.
(«Циркулярное письмо»), дали решительный отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению (см. Бернштейнианство) . В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
В конце 19 — начале 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектического материализма, пытались соединить научный социализм с кантианством, берклианством и Махизмом. В экономической теории, ссылаясь на новые данные хозяйственного развития, они утверждали, будто вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому расчёты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий . В политической области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её цели — свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли, что политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма.
«…Конечная цель — ничто, движение — всё, это крылатое словечко Бернштейна, — писал Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24). В начале 20 в. наряду с правым Р. в революционном рабочем движении проявил себя и Р.
«слева», который в то время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и который, как отмечал В. И. Ленин, «… тоже приспособляется к марксизму, исправляя его…» (там же, с. 25).
Научно обоснованную, глубокую критику Р. дал В. И. Ленин. Обстоятельная критика Р. содержится также в ряде работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в международное коммунистическое движение. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в международном коммунистическом движении в 20-40-е гг. проявил себя правый (правый уклон в некоторых компартиях) и
«левый» («левый коммунизм») Р. Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-ленинизм была предпринята внутри коммунистического движения в 50-х гг. Спекулируя на новых послевоенных явлениях и процессах, не получивших ещё научного марксистского объяснения, и некоторых трудностях развития коммунистического движения, в конце 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революционное рабочее движение на социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла ревизионистская группа И. Надя — Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюционному мятежу 1956 в Венгрии.
«Современный ревизионизм, — говорилось в Декларации 1957 Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, — пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его устаревшим и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба»
(«Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм», М., 1961, с. 15). Международное коммунистическое движение осудило правый Р. как главную опасность, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.
На протяжении 60 — начала 70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя Р. «слева». Особенно широко леворевизионистскую идеологию использует Маоизм — мелкобуржуазное шовинистическое антисоветское учение. В теоретическом плане маоизм осуществляет пересмотр всех составных частей марксизма-ленинизма. он представляет собой беспринципное эклектическое сочетание ряда вульгаризированных марксистских положений с троцкизмом и национализмом. С праворевизионистских позиций в конце 60 — начале 70-х гг. выступали О. Шик, Н. Свитак и др.
Похожие статьи
-
Как приготовить молоки лососевых
Молоки рыбы – это очень ценный продукт, богатый жирными аминокислотами. Европейцы игнорируют его, считают неприемлемым кушать его по эстетическим причинам, а японцы и русские, напротив, с удовольствием едят репродуктивные железы рыб. А вы...
-
Лучшие рецепты из баклажан
В конце лета и начале осени многие задаются вопросом - как поинтересней приготовить баклажаны, чтобы и сразу побаловать близких вкуснейшими блюдами и зимой удивить заготовкой. Покупая баклажаны, или, как их часто называют, синенькие , не...
-
Пневмоперитонеум — метод коллапсотерапии туберкулеза легких
Призодящего к перфорации стенки желудка или кишечника (прободной П.), а также накладывается искусственно с диагностической (диагностический П.) или лечебной (лечебный П.) целью. Прободной П. чаще всего является следствием перфорации язвы...
-
Фенольные гидроксильные группы и антиоксидантная активность
Одноатомные фенолы (аренолы). Номенклатура. Изомерия. Способы получения. Физические свойства и строение. Химические свойства: кислотность, образование фенолятов , простых и сложных эфиров; нуклеофильное замещение гидроксильной группы;...
-
Джонни депп обанкротился по вине родной сестры
Джон Кристофер (Джонни) Депп II (англ. John Christopher «Johnny» Depp II) — американский актер, кинорежиссер, музыкант, сценарист и продюсер. Прославился ролями у Тима Бертона, начиная с «Эдвард Руки-ножницы». Также заметные фильмы на...
-
Краткая история советского супа Щи из кислой капусты
Осенью на смену летним холодным супам приходят наваристые первые блюда. Их главная задача — согреть организм и зарядить его энергией. Горячие супы хороши тем, что в теплом виде полезные вещества лучше и быстрее усваиваются организмом....