Особенности анфиладной планировки. Что такое анфилада Анфиладная система планировки

Верный способ сделать интерьер легким и воздушным или бессмысленная потеря квадратных метров? Разбираем преимущества и недостатки анфиладной планировки

Анфиладная планировка была популярна во времена классицизма и второго барокко, то есть при Пушкине и Толстом. По своему устройству это ряд смежных комнат, дверные проемы в которых расположены на одной оси. Минимальное число комнат, входящих в анфиладу – три. Такую планировку можно сделать и в современном доме, но есть ли в этом смысл? О плюсах и минусах анфилады рассказывают дизайнер Ирина Крашенинникова и архитектор Елена Соловьева.

Квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее.

Перед тем, как прийти в школу дизайна интерьера «Детали», окончила философский факультет. Важной составляющей работы дизайнера считает поиск верной стилистики, позволяющей делать вневременные, рациональные и позитивные интерьеры.

Разделив площадь квартиры на комнаты и «нанизав» их, как бусины на нитку, на одну ось, вы любую квартиру делаете визуально больше. А если сделать анфиладу с круговым обходом, то не только ваши глаза будут видеть большую площадь, но и ноги будут проходить большее расстояние.

Ваши ноги, раз за разом обходя квартиру по кругу, будут сообщать мозгу об этом и вам будет казаться, что квартира ваша в два раза просторнее, какой бы площади она ни была. И это главный плюс анфиладной планировки.

Второй плюс: квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее, так как вы сможете видеть свет не одного окна в каждой комнате, а череды окон.

Третий плюс: квартиры с анфиладой объединяют семьи, ведь никто не может остаться в изоляции, закрывшись в своей комнате, все ходят через соседние комнаты, все общаются, обнимаются и чувствуют себя одной дружной семьей.

Из последнего плюса анфилады вырастает ее главный и, на мой взгляд, единственный минус. В квартире с анфиладной планировкой трудно уединиться. Но этот недостаток легко компенсируется все тем же круговым обходом.

Если вам удастся спроектировать «служебный» коридор, идущий параллельно анфиладе, то любую из комнат можно закрыть и обойти ее по коридору. Коридор этот, кстати, может быть не просто коридором, а тоже анфиладой, в которой можно разместить подсобные помещения: гардеробную, кладовую и ванную комнату, замыкающую вторую анфиладу.

В своем проекте «Северный свет» я использовала анфиладную планировку, чтобы функционально зонировать квартиру, разделив ее на взрослую и детскую «половины». А также чтобы проявить особенный красивый свет, льющийся из множества окон этой квартиры.

В малогабаритной квартире эту историю не разыграть.

Сооснователь Artburo, занимается проектированием частных и общественных пространств. Считает, что в интерьерном дизайне нет незначительных деталей: важен не только рисунок лестницы, но и форма дверных ручек.

Как работать с анфиладной планировкой? Все зависит от индивидуальных пожеланий. Учитывается количество человек в семье, количество детей. Но какими бы ни были пожелания заказчика, всегда сохраняется главный принцип: гостиная – это центральное помещение анфилады. Поэтому ванные комнаты, гардеробные, спальни и детские смещаются в дальний блок (и могут образовывать свою анфиладу). Центральной же в доме остается так называемая парадная анфилада: зал – гостиная – кабинет.

В нашей практике было несколько проектов с анфиладной планировкой и однажды нам довелось даже поработать с классическим пространством, где применялась анфиладная планировка. Мы восстанавливали старинную усадьбу, оригинальной планировки не сохранилось, чертежей тоже не осталось, поэтому мы работали, можно сказать, с чистого листа, применяя принципы анфиладной планировки к современным реалиям.

На первом этаже комнаты были объединены в анфиладу с соблюдением всех принципов, и там получилась парадная анфилада: зал, овальная гостиная, парадная столовая – комнаты, предназначенные для большого количества людей, для приемов.

А второй этаж – это хозяйская часть, и здесь потребовалось вносить коррективы, отступая от канонов, потому что заказчики хотели современное пространство, комфортное для жизни их семьи. Поэтому мы ушли от классической планировки, где кабинет был внизу, а спальня была изолированной. Мы соединили кабинет, спальню и присоединили к ним ванную и гардеробную. То есть проходной оказалась спальня.

Второй проект – мансардное помещение, где анфиладная планировка оказалась оптимальным решением для требований заказчика: семья с детьми, и нужно было общее пространство для того, чтобы все члены семьи могли быть вместе, рядом.

Способные оказывать сильное впечатление даже на неподготовленного человека.

Анфилада - это очень эффектный способ выразить значимость постепенного шествия по прямой, пронизывающей отдельные объёмы интерьера, обособленные зоны ландшафта или кварталы целого города.

Красивое слово, красивое понятие

Слово "анфилада" происходит от французского глагола enfiler, означающего «нанизывать на нитку». Он очень точно определяет суть этого термина. Анфиладность внутренней планировки означает последовательное расположение нескольких смежных помещений с проемами для прохода, находящимися на одной оси. Если проемы открыты, то входящий видит перспективу всех комнат одновременно. Для многих анфилада - это собственно вид на уходящие в глубину здания арочные или прямоугольные проемы. Естественно, что такая планировка чаще используется в домах большого размера и помещениях с представительскими функциями.

Организация внутреннего пространства

Согласно канонам архитектуры, минимальное количество комнат в анфиладе - три. Это связано с традициями сооружения дворцов для монарших особ, заложенными еще древнеегипетскими зодчими. Входящий в царский дворец попадает сначала в помещение, где он ожидает вызова (позднее его стали называть аванзалом, или антикамерой). Следующее помещение (аудиенц-зал) - для проведения торжественных церемоний общения правителя и подданных. И лишь избранные попадают в последний - тронный - зал. А если все три зала доступны взгляду, зрелище царского места, расположенного на центральной оси проёмов, вызывало настоящий трепет.

Похожую функцию выполняет церковная анфилада. Что это так, будет понятно, если вспомнить планировку православного храма. Верующие проходят через притвор, храм к алтарю. Эти помещения разного масштаба, но от входа открывается вид на иконостас, как на главное святилище, место обитания Бога. Под церковными сводами особенно видна впечатляющая торжественность анфиладного расположения залов.

Основные функции

Время шло. Бурная оставила истории великолепные дворцовые комплексы с десятками парадных и парковых анфилад. Появилась анфилада комнат, которая заканчивается будуаром или спальней, а не тронным залом. Первые помещения - более публичные: приёмные, танцзалы, картинные галереи и библиотеки. В конце анфилады - приватная зона.

Жилая анфилада - это такой же способ выражения отношения к гостям, как и дворцовая. Почетных гостей хозяин сам выходил встречать в передние комнаты. Остальных к нему провожали слуги. Прощание тоже регламентировалось этикетом: хозяин лично провожал гостей высокого ранга до ближних к выходу залов.

Другая важная функция смежного размещения помещений в больших зданиях - организация движения большого числа людей. Это хорошо знакомо всем посетителям крупных музеев и картинных галерей. Маршрут прохода обозначается не только расположением проёмов, но и тем, что наиболее эффектные интерьерные перспективы открываются там, где расположена анфилада. Фото из Лувра, Эрмитажа, галереи Прадо - лучшее тому доказательство.

Внутри и снаружи

Череда присутственных или жилых комнат с проходами по одной оси применялась в планировке зданий самых разных стилей. Анфилада - это архитектурный приём, типичный и для терм Древнего Рима, и для готического дворца британского парламента. Она - отличительный признак русской усадьбы эпохи классицизма. Во многих экранизациях романов Толстого, Тургенева, Чехова можно увидеть проход героев сквозь череду смежных залов на фоне эффектной перспективы множества проемов, уходящих в глубину дома.

Можно встретить термин «боковая анфилада». Что это такое, можно понять, посмотрев на план этажа. расположены вдоль одной стены, и комнаты раскрываются в сторону от входящего. Общая стена обычно наружная, с оконными проёмами, и игра бокового обогащает всю перспективу анфилады.

С развитием анфилады появились и под открытым небом. Видовые точки с перспективой на проёмы в зеленых изгородях или на проходы в виде портиков свойственны роскошным паркам в предместьях многих европейских городов. Анфилада - это один из способов разнообразить и саму городскую среду. Прямые, как лучи, улицы, представляющие собой череду пространств, открытых только в небо - украшение Парижа, Рима и других столиц. Знамениты длинные анфилады проходных дворов в Санкт-Петербурге.

И в наше время классические архитектурные приёмы не теряют своей актуальности. Анфилады залов можно увидеть не только во вновь построенных зданиях музеев и галерей, но и в жилых домах высокого уровня.

Глубина и ритм

Если архитектура - «застывшая музыка», то анфилада - это прекрасная мелодия с четким ритмом, состоящая из гармонического сочетания нескольких ярких аккордов. Такое сравнение полностью раскрывает ее суть и красоту.

Нестандартная планировка этой небольшой квартиры поставила перед оформителями целый ряд проблем, решить которые стало возможным, только приложив максимум фантазии и знаний о том, как правильно организовать пространство. На примере этих нескольких фотографий мы с вами рассмотрим, как из узкой, длинной всего с двумя окнами квартиры, площадь которой составляет всего 35 квадратов, сделать уютное и стильное жильё. Основной задачей во время перепланировки и ремонта было максимально использовать имеющие преимущества в виде нескольких ниш в стене и решить проблему естественного освещения. Какое нашли решение, и что из этого получилось вы и узнаете из этой статьи. Наверняка, какие то приёмы вы возьмёте себе на вооружение.

Любую квартиру, в которой меньше 40 м.кв. можно считать малогабаритной. Дополнительные сложности возникают, если квартира имеет не совсем стандартную планировку. В нашем случае пришлось столкнуться с проблемой, когда в квартире, площадью в 35 м.кв. всего два окна, да и те расположены на противоположных концах квартиры, на торцевых стенах - одно рядом с входной дверью, а второе в спальне. Ко всему прочему планировка квартиры оставляет желать лучшего. Естественно встал вопрос о том, какой выбрать дизайн интерьера двухкомнатной квартиры не только чтобы он был современным, но и чтобы комнаты были светлыми и солнечными. Единственно правильным решением при перепланировании такого узкого пространства было, использовать анфиладный принцип расположения отдельных комнат. "Несколько советов как визуально увеличить маленькую спальню" "Интерьеры для детских комнат маленькой площади" "Небольшая квартира с гардеробной и кухней - столовой" "Маленькая однокомнатная квартирка с балконом и камином" "Маленький стеклянный дом среди равнины на берегу океана. "

Единственно правильным решением при перепланировании такого узкого пространства было, использовать анфиладный принцип расположения отдельных комнат. Несколько советов как визуально увеличить маленькую спальню Интерьеры для детских комнат маленькой площади Небольшая квартира с гардеробной и кухней - столовой Маленькая однокомнатная квартирка с балконом и камином Маленький стеклянный дом среди равнины на берегу океана.

Дополнительные сложности возникают, если квартира имеет не совсем стандартную планировку. В нашем случае пришлось столкнуться с проблемой, когда в квартире, площадью в 35 м кв. всего два окна, да и те расположены на противоположных концах квартиры, на торцевых стенах - одно рядом с входной дверью, а второе в спальне. Ко всему прочему планировка квартиры оставляет желать лучшего. Естественно встал вопрос о том, какой выбрать дизайн интерьера двухкомнатной квартиры не только чтобы он был современным, но и чтобы комнаты были светлыми и солнечными. Единственно правильным решением при перепланировании такого узкого пространства было, использовать анфиладный принцип расположения отдельных комнат. Несколько советов как визуально увеличить маленькую спальню Интерьеры для детских комнат маленькой площади Небольшая квартира с гардеробной и кухней - столовой Маленькая однокомнатная квартирка с балконом и камином Маленький стеклянный дом среди равнины на берегу океана. Michail Rybakov

Что бы было понятнее, анфилада - в переводе с французского звучит как «в ряд по ниточке». В архитектуре - это ряд помещений, расположенных по одной продольной оси, то есть идут друг за другом. Входная дверь открывает нам небольшую гостиную, за ней расположились кухня, ванная комната и замыкает череду помещений спальня. Второй проблемой в этой квартире является малое количество окон. Увеличить диффузию естественного освещения можно за счёт светлой отделки в интерьере, зеркал, прозрачных перегородок и дверей из матового стекла. "Раздвижные межкомнатные двери" "Межкомнатные двери" "Установка дверей купе " "Устанавливаем дверь книжку" "Двери гармошка пластиковые" "Двери жалюзи. Виды и способы установки" "Дверь своими руками" "Как установить дверь" Таким образом - окно в гостиной даёт освещение и для помещения кухни, а окно в спальне освещает и ванную комнату.

Гостиная, компактного размера разместила в себе мягкий небольшой диван и модульная мебель белого цвета. Квартира расположена в постройке 20-х годов прошлого столетия. Планирование ремонта квартиры начали с выбора отделочных материалов. Так как стены были не совсем ровными, к тому же в них имелось несколько глубоких ниш, отделку решено было сделать с помощью гипсокартона. Работа с этим материалом не требует тщательной подготовки базовой поверхности. Не требует она и особых навыков. На нашем сайте есть немало статей, из которых вы сможете почерпнуть необходимые знания."Стены из гипсокартона" "Потолок из гипсокартона с подсветкой" "Как сделать потолок из гипсокартона" "Двухуровневые потолки из гипсокартона" "Гипсокартонные потолки в спальне" "Арка из гипсокартона. Установка и фото" "Установка гипсокартонной перегородки" "Многоуровневые гипсокартонные потолки"

Установка и фото Установка гипсокартонной перегородки Многоуровневые гипсокартонные потолки

Работа с этим материалом не требует тщательной подготовки базовой поверхности. Не требует она и особых навыков. На нашем сайте есть немало статей, из которых вы сможете почерпнуть необходимые знания. Стены из гипсокартона Потолок из гипсокартона с подсветкой Как сделать потолок из гипсокартона Двухуровневые потолки из гипсокартона Гипсокартонные потолки в спальне Арка из гипсокартона. Установка и фото Установка гипсокартонной перегородки Многоуровневые гипсокартонные потолки Michail Rybakov

Для напольного покрытия использовали ламинат под натуральное розовое дерево. В тон к нему была подобрана и краска для финишной отделки стен. Если для окрашивания стен достаточно было скрыть швы между гипсокартонными листами, то перед монтажом ламината необходимо было подготовить поверхность пола. При необходимости следует сделать новую стяжку. Есть несколько вариантов укладки ламината. Самый простой это замковый способ. Если вы не занимаетесь ремонтом квартир на профессиональном уровне, и у вас нет необходимых навыков, при выборе ламината обращайте внимание на способ его укладки. "Ламинат или линолеум что лучше" "Укладка ламината своими руками" "Ламинат в интерьере" "Глянцевый ламинат" "Пробковая подложка под ламинат" "Как правильно укладывать ламинат" "Инструмент для укладки ламината, ковролина, паркета"

Если вы не занимаетесь ремонтом квартир на профессиональном уровне, и у вас нет необходимых навыков, при выборе ламината обращайте внимание на способ его укладки. Ламинат или линолеум что лучше Укладка ламината своими руками Ламинат в интерьере Глянцевый ламинат Пробковая подложка под ламинат Как правильно укладывать ламинат Инструмент для укладки ламината, ковролина, паркета


Если для окрашивания стен достаточно было скрыть швы между гипсокартонными листами, то перед монтажом ламината необходимо было подготовить поверхность пола. При необходимости следует сделать новую стяжку. Есть несколько вариантов укладки ламината. Самый простой это замковый способ. Если вы не занимаетесь ремонтом квартир на профессиональном уровне, и у вас нет необходимых навыков, при выборе ламината обращайте внимание на способ его укладки. Ламинат или линолеум что лучше Укладка ламината своими руками Ламинат в интерьере Глянцевый ламинат Пробковая подложка под ламинат Как правильно укладывать ламинат Инструмент для укладки ламината, ковролина, паркета Michail Rybakov

Переход между гостиной и помещением кухни подчёркивают ступени с вмонтированными точеными светильниками. Кухня занимает центральное пространство в квартире. Здесь нет окон, поэтому для отделки выбраны только светлые оттенки. Глянцевая кухонная мебель белого с двойными рядами шкафов отражают свет своей блестящей поверхностью, создавая впечатление наполненного солнечным светом пространства. Шкафы не имеют ручек. Этот приём используют дизайнеры для того, что бы минимизировать визуальное восприятие шкафов. В глубокой нише расположили холодильник и мини-прачечную. Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой. "Качественная покраска - красивые стены в квартире" "Покраска стен водо эмульсионной краской" "краска для стен" "Покраска потолка" "Покраска стен в ванной комнате" "Как шпаклевать стены под покраску" "Виды краскопультов" В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене. "Рисунки на стенах - доступная уникальность" "Трафареты и росписи на обоях под покраску" для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит. Из статей на нашем сайте вы сможете более подробно узнать, как и какой кондиционер выбрать для квартиры или частного дома. "Выбираем кондиционер"

Из статей на нашем сайте вы сможете более подробно узнать, как и какой кондиционер выбрать для квартиры или частного дома. Выбираем кондиционер


Шкафы не имеют ручек. Этот приём используют дизайнеры для того, что бы минимизировать визуальное восприятие шкафов. В глубокой нише расположили холодильник и мини-прачечную. . Из статей на нашем сайте вы сможете более подробно узнать, как и какой кондиционер выбрать для квартиры или частного дома. Выбираем кондиционер Michail Rybakov

Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит


Michail Rybakov

Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит


Шкафы не имеют ручек. Этот приём используют дизайнеры для того, что бы минимизировать визуальное восприятие шкафов. В глубокой нише расположили холодильник и мини-прачечную. Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит. Michail Rybakov

Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит


Шкафы не имеют ручек. Этот приём используют дизайнеры для того, что бы минимизировать визуальное восприятие шкафов. В глубокой нише расположили холодильник и мини-прачечную. Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит. Michail Rybakov

Ванная комната разделена на три функциональные зоны. Часть стены между спальней и ванной комнатой сделана из прозрачного стекла и позволяет естественному освещению от окна в спальне проникать и в это помещение. Противоположная от неё стена окрашена в белоснежный цвет и оборудована навесными шкафами с зеркальными дверками. Это не только визуально расширяет пространство, но и, отражая попадающий на них свет, создаёт в ванной светлую и солнечную атмосферу."Зеркала гостиной столовой в стиле хай тек. " "Зеркала в интерьере" "Туалетный столик с зеркалом" "Зеркало для ванной комнаты" "Зеркальные коридоры и мозаика в маленькой ванной" "Зеркала в интерьере коридоров и прихожих" В качестве напольного покрытия для ванной выбрали керамическую плитку с морской тематикой цвета золотистого песка. Для стен использовали небольшого размера кафельную плитку глубокого шоколадного цвета. Если у вас стены в ванной неровные, с нишами, выступающими краями, лучше выбирать кафельную плитку вот такого небольшого размера. Её легче разложить на поверхности и в труднодоступных местах, к тому же отходов от подрезки будет намного меньше. "Укладываем плитку в ванной комнате" "Затирка швов керамической плитки" "Керамическая плитка для кухни и ванной " "Укладка напольной плитки в ванной комнате" "Кафельная плитка для пола" В одной из ниш оборудован практически незаметный шкаф с раздвижными дверями для хранения моющих средств и принадлежностей для уборки.

В ванной комнате использовано несколько видов кафельной плитки различного размера, цвета и фактуры. Игра на контрасте цветов и размеров создают невероятно стильное и впечатляюще дорогостоящее оформление. На самом деле по материальным затратам использование нескольких видов кафеля не будет стоить столько же как и одного вида. И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Ну а как самостоятельно уложить мозаику и кафельную плитку в ванной вы можете узнать из наших статей. "Напольная мозаика" "Мозаика в интерьере" "Правильно укладываем мозаику" "Мозаика своими руками" "Плитка мозаика для кухни" "Плитка для ванной комнаты мозаика"

Ну а как самостоятельно уложить мозаику и кафельную плитку в ванной вы можете узнать из наших статей. Напольная мозаика Мозаика в интерьере Правильно укладываем мозаику Мозаика своими руками Плитка мозаика для кухни Плитка для ванной комнаты мозаика


Её легче разложить на поверхности и в труднодоступных местах, к тому же отходов от подрезки будет намного меньше Укладываем плитку в ванной комнате Затирка швов керамической плитки Керамическая плитка для кухни и ванной Укладка напольной плитки в ванной комнате Кафельная плитка для пола В одной из ниш оборудован практически незаметный шкаф с раздвижными дверями для хранения моющих средств и принадлежностей для уборки В ванной комнате использовано несколько видов кафельной плитки различного размера, цвета и фактуры. Игра на контрасте цветов и размеров создают невероятно стильное и впечатляюще дорогостоящее оформление. На самом деле по материальным затратам использование нескольких видов кафеля не будет стоить столько же как и одного вида. И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Ну а как самостоятельно уложить мозаику и кафельную плитку в ванной вы можете узнать из наших статей. Напольная мозаика Мозаика в интерьере Правильно укладываем мозаику Мозаика своими руками Плитка мозаика для кухни Плитка для ванной комнаты мозаика Michail Rybakov

И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле

Её легче разложить на поверхности и в труднодоступных местах, к тому же отходов от подрезки будет намного меньше Укладываем плитку в ванной комнате Затирка швов керамической плитки Керамическая плитка для кухни и ванной Укладка напольной плитки в ванной комнате Кафельная плитка для пола В одной из ниш оборудован практически незаметный шкаф с раздвижными дверями для хранения моющих средств и принадлежностей для уборки В ванной комнате использовано несколько видов кафельной плитки различного размера, цвета и фактуры. Игра на контрасте цветов и размеров создают невероятно стильное и впечатляюще дорогостоящее оформление. На самом деле по материальным затратам использование нескольких видов кафеля не будет стоить столько же как и одного вида. И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Michail Rybakov

Спальня в этой квартире совсем небольшая по площади. Тем не менее, здесь разместили просторный гардеробный шкаф. "Гардеробная в детской комнате" "50 вариантов оформления гардеробных комнат и шкафов" "Шкаф купе своими руками. фото. " "Делаем своими руками гардеробную из кладовки и ниши. " "Оригинальная спальня с гардеробной и выходом на террасу" Обращает на себя внимание кровать из белой лакированной древесины. При недостатке площади, что бы ни занимать и без того небольшое пространство излишней мебелью, такая кровать, с выдвижными ящиками придётся как нельзя кстати. "Детская кровать подиум с книжным шкафом" В спальне, как и во всей квартире для отделки были выбраны светлые оттенки, а в качестве ярких акцентов использовали подушки и покрывала ярких цветов. Сочетание цветов в интерьере оранжевый, зелёный, белый создают в помещении солнечную и тёплую атмосферу.

Сочетание цветов в интерьере оранжевый, зелёный, белый создают в помещении солнечную и тёплую атмосферу.


И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Спальня в этой квартире совсем небольшая по площади. Тем не менее, здесь разместили просторный гардеробный шкаф Гардеробная в детской комнате 50 вариантов оформления гардеробных комнат и шкафов Шкаф купе своими руками фото Делаем своими руками гардеробную из кладовки и ниши Оригинальная спальня с гардеробной и выходом на террасу Обращает на себя внимание кровать из белой лакированной древесины. . Сочетание цветов в интерьере оранжевый, зелёный, белый создают в помещении солнечную и тёплую атмосферу. Michail Rybakov

При недостатке площади, что бы ни занимать и без того небольшое пространство излишней мебелью, такая кровать, с выдвижными ящиками придётся как нельзя кстати Детская кровать подиум с книжным шкафом В спальне, как и во всей квартире для отделки были выбраны светлые оттенки, а в качестве ярких акцентов использовали подушки и покрывала ярких цветов


Michail Rybakov

При недостатке площади, что бы ни занимать и без того небольшое пространство излишней мебелью, такая кровать, с выдвижными ящиками придётся как нельзя кстати Детская кровать подиум с книжным шкафом В спальне, как и во всей квартире для отделки были выбраны светлые оттенки, а в качестве ярких акцентов использовали подушки и покрывала ярких цветов


И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Спальня в этой квартире совсем небольшая по площади. Тем не менее, здесь разместили просторный гардеробный шкаф Гардеробная в детской комнате 50 вариантов оформления гардеробных комнат и шкафов Шкаф купе своими руками фото Делаем своими руками гардеробную из кладовки и ниши Оригинальная спальня с гардеробной и выходом на террасу Обращает на себя внимание кровать из белой лакированной древесины. При недостатке площади, что бы ни занимать и без того небольшое пространство излишней мебелью, такая кровать, с выдвижными ящиками придётся как нельзя кстати Детская кровать подиум с книжным шкафом В спальне, как и во всей квартире для отделки были выбраны светлые оттенки, а в качестве ярких акцентов использовали подушки и покрывала ярких цветов.

При проектировании жилых, административных и прочих зданий и сооружений обязательно разрабатывается тот порядок, в котором в них будут размещаться различные помещения. Он учитывает последовательность, при которой в строении будут протекать различные повседневные процессы, связанные с передвижением людей. Между помещениями зданий и сооружений должна быть предусмотрена определенная связь, причем организовать ее необходимо таким образом, чтобы все находящиеся в нем лица могли легко и просто ориентироваться, а путям сообщения надлежит быть по возможности самыми короткими.

В современной практике проектирования и строительства зданий и сооружений существует несколько общих принципиальных схем, в соответствии с которыми реализовываются их архитектурно-планировочные решения. К таковым относятся следующие схемы планировки:

  • Коридорная;
  • Анфиладная;
  • Центрическая;
  • Зальная;
  • Секционная;
  • Смешанная.
Коридорная планировочная схема

Главной характерной особенностью коридорной планировочной схемы является то, что при ее реализации все помещения располагаются с двух, с одной, или частично с одной, а частично с двух сторон общего коридора, который связан с одной или несколькими лестничными клетками. Если помещения располагаются с двух сторон коридора, то для обеспечения его естественного освещения в торцевых стенах обустраиваются окна. Что касается длины общих коридоров, то в зданиях, спроектированных в соответствии с коридорной схемой, она составляет 20 метров при освещении с одного торца и 40 метров при освещении с двух торцов.

Коридорная композиционная схема

В тех случаях, когда в общих коридорах помимо естественного освещения с торцов обеспечивается дополнительное освещение с помощью, так называемых световых разрывов (то есть уширения коридоров), то расстояние между этими световыми разрывами не должно быть более двадцати метров. Что касается расстояния между окном и световыми разрывами в торце коридора, то оно не должно превышать тридцати метров.

Анфиладная схема планировки

Главной характеристикой анфиладной схемы планировки является то, что в ней коридоры отсутствуют вообще. В зданиях с такой планировкой все помещения находятся друг за другом, в последовательном порядке, причем они связаны между собой расположенными по одной оси дверными проемами . Чаще всего анфиладная схема планировки применяется во дворцах, музеях, торговых центрах, а также в некоторых других зданиях.


Анфиладная схема

Центрическая композиционная схема

Основной отличительной чертой центрической композиционной схемы является то, что ее «ядром» выступает главное помещение, имеющее достаточно большие размеры. Вокруг него группируют помещения вспомогательные, имеющие значительно меньшую площадь. Центрическая композиционная схема находит применение при проектировании и строительстве кинотеатров, театров, концертных залов.


Центрическая схема

Зальная планировка

Для достаточно широко распространенной зальной схемы планировки характерно то, что все функциональные процессы в зданиях, построенных в соответствии с ней, протекают в едином помещении. Оно имеет очень большую площадь. На основе зальной планировочной схемы проектируются и сооружаются выставочные залы, крытые рынки и другие подобные объекты.


Зальная композиционная схема

Секционная схема планировки

В основе секционной схемы лежит то, что все расположенные в зданиях, построенных на ее основе, помещения, сгруппированы в одинаковые по своей планировке группы, именуемые секциями. Наиболее широкое применение секционная схема нашла при проектировании жилых объектов.


Секционная схема

Смешанные композиционные схемы

В практике проектирования зданий приходится использовать более сложные схемы, которые представляют собой различные комбинации тех, что перечислены и кратко описаны выше. Чаще всего их применение обусловлено особыми требованиями индивидуального или технологического характера. Именно такие композиционные схемы принято именовать смешанными.

Для того чтобы правильно организовать внутреннее пространство того или иного здания важно подобрать наиболее подходящую композиционную схему. От проектировщика при этом требуется выявить, какова из них будет наиболее оптимальной для того, чтобы использовать все внутренние объемы сооружения в соответствии с их функциональным назначением.

Объемно-планировочное решение здания (ОПР) Расположение (компоновка) помещений

Расположение (компоновка) помещений заданных размеров и формы в едином комплексе, подчиненное функциональным, техническим, архитектурно-художественным и экономическим требованиям, называется объемно-планировочным решением здания (ОПР) .

Весь внутренний объем здания разделяется горизонтальными (междуэтажными перекрытиями) и вертикальными (стенами и перегородками) конструкциями на отдельные помещения.

Помещения по способу их связи между собой могут быть непроходными (изолированными) ипроходными (неизолированными). Непроходные помещения сообщаются между собой с помощью третьего помещения, обычно одного из коммуникационных (коридора, лестничной клетки и др.).

По признакам расположения и взаимосвязи помещений различают несколько объемно-планировочных систем зданий:

- анфиладная ;

- система с горизонтальными коммуникационными помещениями ;

- зальная ;

- атриумная ;

- секционная ;

- смешанная (комбинированная ).

Если помещения соединяются друг с другом непосредственно через проемы в стенах или перегородках, то такой прием называется анфиладной системой планировки (см. рис. 2.1). Эта система позволяет создать здание очень компактной и экономичной структуры в связи с отсутствием (или минимальным объемом) коммуникационных помещений. Все основные помещения в здании при анфиладной системе являются проходными, поэтому она применима лишь в зданиях преимущественно экспозиционного характера (музеях, картинных галереях, выставочных павильонах), либо частично в отдельных элементах здания, например, между помещениями одной воспитательной группы в детском дошкольном помещении.

Рис. 2.1. Анфиладная система планировки

Система с горизонтальными коммуникационными помещениями предусматривает связь между основными помещениями здания через коммуникационные помещения (коридоры, открытые галереи). Это позволяет основные помещения проектировать непроходными. При этом помещения могут быть расположены по одну (рис. 2.2 а ) или по обе стороны коридора (рис. 2.2 б ). При одностороннем расположении помещений коридор имеет хорошую освещенность естественным светом, которая в некоторых случаях необходима, например, в школах, где коридор одновременно служит в качестве рекреационного помещения.

Рис. 2.2. Система планировки с горизонтальными коммуникационными помещениями

а – галерейная; б – коридорная

1 – открытая галерея; 2 – закрытый коридор; 3 – рабочие или жилые помещения

Планировочная компактность и экономичность решения здания с горизонтальными коммуникациями оценивается количеством площади основных и вспомогательных помещений здания на единицу площади или длины коммуникационных помещений. По этому признаку наиболее экономичны схемы с двумя параллельными или кольцевыми коридорами. Системы планировки с горизонтальными коммуникационными помещениями широко применяется в проектировании гражданских зданий самого различного назначения – общежитий, гостиниц, школ, больниц, административных зданий и т.п.

Недостатком одностороннего расположения помещений является увеличение подсобной площади в здании и периметра наружных стен, что ухудшает экономическую характеристику объемно-планировочного решения.

Зальная система планировки предусматривает одно большое (главное) помещение здания, как правило, определяющее его функциональное назначение (кинозал, спортивный зал и т.п.), вокруг которого группируются остальные необходимые помещения (см. рис. 2.3). Наиболее распространена эта система при проектировании зрелищных, спортивных и торговых зданий. Зальную систему применяют для зданий с одним или несколькими залами.

Рис. 2.3. Зальная система планировки

Атриумная система – с открытым или крытым двором (атриумом), вокруг которого размещены основные помещения, связанные с ним непосредственно через открытые (галереи) или закрытые (боковые коридоры) коммуникационные помещения (см. рис. 2.4).

Рис. 2.4. Атриумная система планировки

1 – атриум; 2 – коммуникационные помещения

Помимо традиционного использования в южном жилище она широко применяется в проектировании малоэтажных зданий с крупными залами (крытых рынках, музеях, выставочных комплексов, школ), а также многоэтажных гостиниц и административных помещений.

Преимущества этой системы при открытых дворах – тесная связь между необходимыми по технологической схеме открытыми и закрытыми пространствами (в здании рынка – связь между торговыми залами и пространством сезонной торговли, в здании музея – между закрытой и открытой экспозицией).

Преимущества атриумной системы при закрытых дворах – создание круглогодично функционирующих общественных пространств и повышение теплоэкономичности здания в целом.

Секционная система заключается в компоновке здания из одного или нескольких однохарактерных фрагментов (секций) с повторяющимися поэтажными планами, причем помещения всех этажей каждой секции связаны общими вертикальными коммуникациями – лестницей или лестницей и лифтами. Секционная система – основная в проектировании многоквартирных жилых домов средней и повышенной этажности, отдельные фрагменты этой системы включаются в объемно-планировочную структуру зданий общежитий, больниц, некоторых административных помещений и др.

Рис. 2.5. Секционная система планировки

1 – блок-секции; 2 – вертикальные коммуникации (лестнично-лифтовые узлы)

Некоторые многофункциональные здания имеют смешанную систему планировки , поскольку в здании объединяются помещения для различных функциональных процессов (главных и подсобных). Так, например, в здании крупного физкультурно-оздоровительного комплекса зальная система спортивных залов сочетается с коридорной планировкой помещений для занятий в спортивных секциях и кружках (см. рис. 2.6).

Рис. 2.6. Смешанная система планировки

1 – зальная система; 2 – коридорная система

Как правило, требованиям удобства отвечает наиболее компактное размещение помещений с кратчайшими путями движения людей и средств транспорта, без взаимных их пересечений и встречного движения. Чем короче пути движения и, следовательно, меньше по площади коммуникационные помещения, тем меньше объем здания и ниже его стоимость.

Помещения, связанные функциональным или технологическим процессом, должны располагаться возможно ближе друг к другу. Это условие особенно важно для производственных предприятий, где протяженность путей движения предметов производства влияет не только на объем здания, но и на стоимость продукции. Не менее важно для производственных и общественных зданий отсутствие пересечений людских потоков, а пересечение людских потоков с грузовыми вообще недопустимо как по технологическим условиям, так и по условиям безопасности.

Разработка объемно-планировочного решения (ОПР) осуществляется на основе схемы функциональных процессов, происходящих в здании (функциональной илитехнологической схемы ). Она представляет собой условное графическое изображение группировки помещений и функциональных связей между ними. Например, в здании театра помещения группируются, как правило, по однородным функциональным признакам. Артистические помещения группируются близ сцены, с которой должна быть обеспечена удобная связь, а к зрительному залу примыкают фойе и кулуары, представляющие группу помещений с однородным функциональным процессом (см. рис. 2.7).

При значительной сложности составления (например, при проектировании промышленных зданий со сложным технологическим процессом – сборочных конвейеров автозаводов и т.п.) функциональная или технологическая схема разрабатывается специалистом-технологом совместно с архитектором.

Рис. 2.7. Функциональная схема здания театра

При группировке помещений согласно функциональной схеме и определении целесообразных связей между ними параллельно выявляют целесообразность организации связей по горизонтали или по вертикали в соответствии с выбранной этажностью.

Проектирование здания, т.е. компоновку помещений, удобно вести, пользуясь сеткой разбивочных осей. Размеры пролетов и шагов определяются, сообразуясь с размерами и желательными пропорциями помещений и размерами (по каталогу) типовых несущих конструкций перекрытий и покрытий. Затем, учитывая заданную площадь помещений, намечается их размещение.

Основная форма помещений в плане – прямоугольная, хотя возможны и другие, более сложные формы. Компоновка помещений должна отвечать функциональным, техническим, архитектурно-художественным и экономическим требованиям.

Форма здания в плане обычно также прямоугольная или состоит из нескольких связанных между собой прямоугольных частей. Возможны и другие сложные формы. Например, для общественных зданий с залами форма плана и здания в целом определяется особенностями функционального процесса.

Объемное решение, являющееся основой архитектурной композиции здания, определяется его формой в плане, а также количеством этажей и формой покрытия.

Этажность здания зависит от его назначения, экономических соображений, градостроительных требований и природных данных строительной площадки. В том случае, когда функциональный процесс может осуществляться в любых зданиях, этажность выбирается на основании сопоставления вариантов сих технической, экономической и архитектурно-художественной оценкой.

Малая этажность зданий школ, детских садов-яслей обусловлена, например, стремлением максимально избежать передвижения детей по лестницам. Кинотеатры, магазины, музеи, вокзалы и т.п. целесообраз­но размещать в зданиях малой этажности, чтобы не затруднять людей хождением по лестницам, облегчить эвакуацию людей в случае пожара, не создавать больших нагрузок на перекрытия. Производственные цехи с тяжелым и громоздким оборудованием или установками, вызывающими динамические нагрузки, желательно располагать в одноэтажных зданиях.

Нередко этажность здания зависит от этажности соседних построек или утвержденной генеральным планом застройки данного района города для достижения его архитектурного единства (здания должны находиться в контексте с окружающей застройкой).

На выбор этажности также влияют местные усло­вия: рельеф площадки, гидрогеологические характеристики грунтов. При рельефе с большими уклонами, а также при слабых грунтах целесообразно повышение этажности, чтобы уменьшить затраты на земляные работы и на устройство фундаментов. Одноэтажные здания с большими размера­ми в плане в целях уменьшения объема земляных работ целесообразно располагать только на площадках с пологим рельефом.

При проектировании многоэтажного здания помещения обычно группируются с учетом предполагаемой этажности так, чтобы площади этажей были одинаковы.

Многие здания независимо от назначения имеют однотипные отдельные помещения и их группы –архитектурно-планировочные элементы (главный вход в здание, лестница, транспортные узлы, санитарно-технические узлы). Их планировочное решение и размещение в здании оказывает существенное влияние на компоновку плана здания в целом.

Каждое здание, как правило, имеет главный вход и обычно нескольковторостепенных (служебных ) входов . Через главный вход проходят основные массы людей, участвующих в функциональном процессе; второстепенные входы обычно обслуживают подсобные функциональные процессы, а также являются запасными эвакуационными выходами.

Главный вход в здание должен быть хорошо виден при приближении к нему. Входная площадка обычно защищается навесом от атмосферных осадков. Для защиты от проникания холодного воздуха у наружных дверей устраиваются небольшие помещения – тамбуры . Для климатической зоны, в которой находится Нижегородская область, достаточно применение обычного одинарного тамбура. Для северных регионов (при более низкой температуре наиболее холодной зимней пятидневки) обязательно применение двойного тамбура. Более подробно эти требования для жилых, общественных и промышленных зданий будут рассмотрены в соответствующих курсах.

Далее располагается вестибюль и гардероб . Вестибюль – это коммуникационное помещение с распределительными функциями, откуда потоки людей направляются в коридоры, на лестницы, к подъемникам. Площадь гардероба и вестибюля зависит от количества пользующихся ими людей. При входном узле обычно располагаются некоторые помещения обслуживающего назначения (комнаты охраны , торговые киоски , санитарные узлы и т.п.).

Для сообщения между этажами здания устраиваются лестницы и подъемники периодического (лифты ) или непрерывного (эскалаторы ) действия. В зданиях с большими людскими потоками применяются эскалаторы, т.е. движущиеся лестницы, а вместо лестниц – пандусы , т.е. наклонные пологие поверхности без ступеней.

Лестница, по которой направляется основной поток людей, считается главной и отличается от других лестниц большими размерами и меньшим уклоном. Остальные лестницы называются второстепенными и служебными (если связаны с подсобным функциональным процессом). Ширина лестничных маршей и лестничных площадок зависит от этажности, значимости лестницы и числа пользующихся лестницей. Для безопасности движения ширина марша основных эвакуационных лестниц должна быть не менее 1,05 м в секционных жилых домах, не менее 1,2 м – в коридорных жилых домах, не менее 1,35 м – в общественных зданиях. Во всех случаях ширина лестничной площадки не должна быть меньше ширины марша.

Уклон лестничных маршей (отношение вертикальной проекции марша к горизонтальной) зависит от количества этажей, значимости лестницы и принимается 1:2 ÷ 1:1,75. Этим уклонам соответствуют и размеры ступеней: высота (подступенок ) 160 ÷ 165 мм; ширина (проступь ) 300 ÷ 290 мм.

Пологие марши следует проектировать в лестницах многоэтажных зданий и на главных лестницах, а более крутые марши предусматриваются в малоэтажных зданиях и второстепенных лестницах. Для безопасности в случае пожара в многоэтажном здании должно быть не менее двух лестниц, заключенных в лестничные клетки, освещенные естественным светом и имеющие наружные выходы. Расстояния от наиболее удаленных помещений до эвакуационной лестницы или наружного выхода имеют строгие нормативные ограничения в зависимости от типа здания, его этажности, степени огнестойкости и др.

Наиболее распространенные и экономичные двухмаршевые лестницы. Однако могут быть и другие типы лестниц, например трехмаршевые, в которых в пределах этажа размещаются три марша, многомаршевые с различным расположением маршей, круглые (винтовые) лестницы. Более подробно конструктивное исполнение лестниц рассмотрено во второй главе данного Пособия.

Во всех зданиях, имеющих более 5 этажей, устраиваются лифты, как правило, располагаемые в пределах лестничной клетки или близ нее.

Расположение лестничных клеток и шахт лифтов в значительной степени влияет на планировку, поскольку они должны занимать одно и то же относительное положение в плане каждого этажа здания.

На планировку этажей влияет также положение санитарных узлов, кухонь и других помещений, которые всегда располагаются в этажах по одной вертикали друг над другом. Такое расположение значительно облегчает разводку в здании трубопроводов водоснабжения, газа и канализации. Кроме того, «мокрые» помещения (т.е. помещения, в которых возможна повышенная влажность воздуха и намокание конструкций) размещаются в здания компактно, чтобы не оказывать вредного влияния на другие помещения. Нежелательно также расположение «мокрых» помещений у наружных стен здания.

Вертикальные несущие конструкции (стены и колонны), так же как лестницы и шахты лифтов, должны пересекать все этажи, занимая одно и то же место в плане на каждом этаже. Только в отдельных случаях несущие стены и столбы верхних этажей могут опираться на горизонтальные несущие конструкции. Поэтому помещения с большими пролетами целесообразно располагать в верхних этажах или выносить их в одноэтажные части здания, чтобы не опирать на перекрытие большого пролета конструкции верхнего этажа.

Таким образом, экономичное решение конструктивной схемы оказывает существенное влияние и на общее планировочное решение здания.

Однако ведущим фактором в проектировании здания, определяющим его объемно-планировочное решение, остается функциональный процесс. Новые функциональные процессы или изменения существующих процессов обуславливают появление новых объемно-планировочных и конструктивных решений зданий.

На объемно-планировочное решение оказывают влияние и природные условия, в которых будет возводиться здание. Суровый климат предопределяет компактные объемы зданий с минимальной площадью наружных ограждений. В теплом климате, наоборот, целесообразны усложненные объемы зданий, дающие больше тени, способствующие связи помещений здания с окружающей природой.

Похожие статьи