Жюльен ламетри философия. Ламетри: биография жизнь идеи философия: ламетри. Смотреть что такое "Ламетри, Жюльен Офре де" в других словарях

Большая советская энциклопедия: Ламетри (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де (25.12.1709, Сен-Мало, Бретань, - 11.11.1751, Берлин), французский философ-материалист. Родился в богатой купеческой семье. Изучал богословские науки, физику и медицину; в Лейдене занимался под руководством врача Г. Бургаве. Был полковым врачом; заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришел к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» (1745, или, иначе, «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожженного по приказу парламента. Л. был вынужден эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» (1747, новое издание 1960, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом АН и издал свои работы «Человек-растение» (1748), «Человек больше, чем машина» (1748) и «Система Эпикура» (1751). Умер во время испытания на себе нового метода лечения.
Л. первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма. Согласно Л., существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Л. отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишенных способности ощущения. По Л., человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Л. признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм Л. рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. В своих последних работах Л. подошел к идеям эволюции, высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Л. выдвинул предположение о существовании зоофитов - растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма, Л. считал, что внешний мир отражается на «мозговом экране». В этике, исходя из позиций гедонизма, отводил в то же время значительную роль общественному интересу. Развитие общества определяется, по Л., деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения; Л. был сторонником просвещенного абсолютизма, философские идеи Л. оказали значительное влияние на Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция.

«Эпоха гениев» вынесла на своем гребне Ламетри, талантливого философа, популяризатора медицины и естествознания.

Жюльен Офре де Ламетри (La Mettrie) родился 12 декабря 1709 года во французском портовом городке Сен-Мало у северных берегов Франции. Сначала он изучал богословие и физику, затем заинтересовался медициной. Медицинское образование получил поздно. Когда ему было 20 лет, он поступил на медицинский факультет Парижского университета, где изучал анатомию и хирургию. Сдав успешно экзамены, он получил степень бакалавра медицины. Полученных знаний ему показалось недостаточно, и в 1731—1732 годах он отправляется в Лейденский университет совершенствоваться медицине у Бургава.

Возвратившись во Францию, Ламетри одно время служил полковым врачом. Бивуачная жизнь кончилась тяжелой простудой, открывшаяся горячка поставила его на грань между жизнью и смертью. Наблюдая за ее течением, доктор пришел к убеждению, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» («Histoire naturelle de l`а^me», 1745 г., или «Трактат о душе» - «Traitеў de l`а^me»), в котором он старался доказать, что жизненные силы, называемые душой, гибнут вместе с телом.

Эта дерзкая по тем временам мысль создала ему много врагов, книгу сожгли. Еще большие неприятности его ждали после выхода в свет книги «La politique du mеўdеўcin Machiavel» (1746 г.). В ней своими нападками на французских врачей, в особенности на доктора Астрюка и Парижский медицинский факультет, Ламетри восстановил против себя медицинский мир и вынужден был переселиться в Голландию. Чем провинился медицинский факультет - известно: он славился своим неискоренимым консерватизмом и ретроградством, а доктор Астрюк?

Французский врач и философ Жан Астрюк (Astruc, 1684-1766) высказал в 1736 году мысль, что мозг является центром всех нервных волокон и, таким образом, все физические реакции обусловлены мозгом. Декарт в 1640 году описал рефлекс, но он не применял в своем изложении термин «рефлекс». Впервые его предложил Астрюк в книге «La Genese» (1743). Астрюк известен еще и тем, что одним из первых критически изучал библейские тексты, содержащие описания кожных и кожно-венерических болезней. В трактате о венерических болезнях Астрюк рассматривает сифилис, гонорею; в качестве лечения предлагает ртутные препараты. Он против контрацептивов, т.к. достаточно небольшого повреждения кондома, чтобы вирус через него смог проникнуть в организм. Кроме того, нравственность и религия, по его мнению, не разрешает пользоваться контрацептивами, ибо они дают слишком большую свободу развратникам. В библейских текстах Астрюк также заметил, что в разных частях Книги Бытия Богу даются разные имена. Астрюк написал любопытный трактат о женских болезнях, в котором привел случаи внематочной беременности, когда плод находился в утробе матери 28, 30 лет и превратился в известковую массу.

Задолго до своего бегства в Голландию Ламетри решил ознакомить своих соотечественников с трудами великого Бургава. Он перевел с латинского и издал речи и книги своего учителя: «Трактат об огне» (1734 г.), «Лечение венерических болезней» (1735 г.), «Афоризмы Бургава и рассуждение о лечении болезней» (1739 г.), «Установления медицины» (1740 г.), «Химическая история Земли» (1741), «Установления медицины и афоризмы Бургава» (1743 г.). В качестве добавления к последней книге он пишет два тома «Комментариев». Но вот незадача! Еще раньше, в 1738 году, Галлер издал на латинском языке «Установления медицины» Бургава. А поскольку книга Бургава впервые увидела свет в 1708 году и с тех пор изменения в нее не вносились, то Галлер написал 4 тома «Комментариев», куда внес не только результаты наблюдений и опытов своих коллег, но и своих экспериментов, материалы диссертаций учеников и дал первоначальный эскиз своего учения о раздражимости и чувствительности. Последний, IV том «Комментариев» Галлер издал в 1743 году. Когда же он ознакомился с «Комментариями» Ламетри, то обвинил его в плагиате. По-видимому, Галлер на это имел все основания.

Раздраженный доктор Ламетри опубликовал в 1745 году под псевдонимом Шарп книгу «Естественная история души», где, логически развивая факты и теоретические обобщения Бургава и Галлера, оценивал их как материалистов и союзников атеистов. Галлер был возмущен и в 1747 году выступил в защиту своего учителя. В рецензии на книгу Ламетри он доказывал, что Бургав был глубоко верующим христианином-кальвинистом, который уже в 1690 году в своей докторской диссертации подверг резкой критике учение Эпикура и Спинозы, а позже, будучи профессором медицинского факультета Лейденского университета, не раз утверждал, что «все ощущения человека являются результатом свободной речи Бога с ним, а не следствием деятельности его мозга и органов чувств».

Вся эта острая и не в меру озлобленная полемика двух выдающихся учеников Бургава вызывала у современников искреннее недоумение. В 1747 году Ламетри нанес Галлеру серьезный удар, анонимно опубликовав в Лейдене сочинение «Человек-машина» с пометкой на обложке «1748 г.» (русск. пер. - 1911) с посвящением: «Господину Галлеру, профессору медицины в Геттингене», которое было также публично предано огню. В книге речь идет о проблеме объективного изучения психических процессов. Галлер, напуганный материалистическими идеями и крайними выводами Ламетри, всеми силами отмежевывался в печати от Ламетри. Богобоязненный Галлер писал по поводу книги Ламетри: «Благоговение перед создателем, религией и истиной не позволяет мне видеть без ужаса и содрогания тварь, которая осмеливается восстать против своего отца и зиждителя».

Стоило выйти в свет книге Ламетри, крупнейшему для той эпохи материалистическому и яркому атеистическому трактату, как со всех сторон на автора послышались угрозы. Голландское духовенство больше не могло дышать одним воздухом с этим «нечестивым атеистом» и требовало смертной казни для Ламетри, осмелившегося издать подобный труд в Голландии. Только что избежав мести французской церкви и парижских врагов, требовавших бросить его в Бастилию, Ламетри не находит покоя и в Голландии. Ламетри был изгнан из страны, а его враги выпустили ряд книг с резкими нападками и возражениями против высказанных им взглядов. Так, в 1749 году в Лейпциге издается книга Францена. В том же году, в том же Лейпциге издается латинский трактат Тралле, и, наконец, Хольман в 1750 году издает в Берлине книгу на французском языке. Кульминационным пунктом борьбы вокруг книги «Человек-машина» явилось появление книги анонимного автора под названием «Человек больше, чем машина». В той же лейпцигской типографии, где издана была книга Ламетри, в угоду торжествующим голландским священникам, поспешно, сейчас же по выходе в свет книги Ламетри, был напечатан этот документ, в котором «доказана неопровержимыми аргументами нематериальность души».

В начале 1751 года Ламетри прислал Галлеру свою статью «Искусство наслаждения», а затем новый памфлет - «Маленький человек с большим хвостом», где выставил своего противника в дурном свете, не стесняясь лжи и выдумок. В частности, Ламетри писал о том, что в 1735 году он посетил Галлера в Геттингене и вел с ним беседы на медицинские темы; встречался с ним в Бонне в доме Штайгера - друга детства Галлера - и обсуждал с ним вопрос о происхождении геморроя. Более того, ему, Ламетри, известно, что Галлер написал какую-то работу, атеистическую по своему содержанию, и прочитал ее перед сборищем «непотребных» женщин. Однако хорошо известно, что Ламетри никогда не бывал ни в Геттингене, ни в Берне, и тем более ни разу не виделся с Галлером и не разговаривал с ним. В этом злом памфлете было верно одно положение, а именно то, что Галлер написал в защиту Бюффона от наскоков богословов Сорбонны, обвинявших его в атеизме, предисловие к I тому «Естественной истории», вышедшей на немецком языке в начале 1751 года.

Получив от Ламетри этот памфлет, Галлер был возмущен до глубины души и отправил письмо президенту Берлинской Академии наук П.М. Мопертюи. Спустя некоторое время президент сообщил Галлеру, что Ламетри признался в своей выдумке и готов дать любое удовлетворение обиженному Галлеру. Галлер досадовал, что в лице талантливого философа-врача, который перевел и издал многие произведения Бургава с целью успешной борьбы среди медиков Франции с влиянием витализма Шталя, он мог бы иметь союзника. Но спор из-за «Комментариев», религиозность Галлера и его желание защитить Бургава от обвинений в атеизме и скрытых материалистических убеждениях, помешали ему иначе отнестись и к «Естественной истории души», и к посвящению ему «Человека-машины».

Знаменитым философским трактатом «Человек-машина» увлекалась передовая французская молодежь. В этом сочинении Ламетри как философ первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма, а как врач рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Ламетри в полном соответствии с взглядами, наиболее ясно сформулированными еще Декартом, трактовал организм как некий механизм, в который загружается топливо-пища, легкие-меха нагнетают воздух, сердце, как насос, прокачивает питательную жидкость - кровь по всем клеточкам, сбрасываются отработанные смазки и прогоревшие шлаки, что не было чем-то новым, если вспомнить хотя бы работы Гоффмана.

По приглашению прусского короля Фридриха II Ламетри в 1748 году переехал в Берлин, где состоял членом Академии наук. Там он издал свои многочисленные труды: «Человек-растение» (1748 г.), «О свободе» (1749 г.) и «Система Эпикура» (1751 г.), в которых были развиты идеи, высказанные им в книге «Человек-машина».

Непростительно рано похитила Ламетри смерть. 11 ноября 1751 года в Берлине 42‑летний ученый скончался от пищевого отравления, которое он лечил кровопусканием. Точнее, он умер от 8‑кратного кровопускания, нежели от инфекционного энтерита.

По поводу кровопускания следует сказать, что оно было настолько авторитетным методом лечения, санкционированным самим Галеном, что те немногие врачи, которые противились ему, получали кличку шарлатанов, невежд и утрачивали всякую практику. Медицинская практика освободилась от зуда кровопускания только в 50 годы XIX века. А до этого времени обильное кровопускание было причиной многих смертей. От кровопускания умер Рафаэль. Декарт умер от кровопускания, сделанного ему на 8‑й день пневмонии. Мирабо не мог оправиться от обильного кровопускания и навсегда остался очень слабым…

С другой стороны, вредные результаты массового злоупотребления кровопусканием не могли не бросаться в глаза. Уже в X веке Людовик Ленивый вынужден был издать эдикт, в котором запрещалось монахам производить себе кровопускание больше четырех раз в году. Но удержать гематоманию нельзя было никакими указами. Обычай делать себе кровопускание мало-помалу стал модой и захватил все круги населения. Подробнее об этом можно узнать из статьи о докторе Бруссе.

(1709-1751)

«Нет более надежных руководителей, чем наши чувства. Они являются моими философами »

Первый представитель выдающейся плеяды французских материалистов - Ламетри - родился в небольшом портовом городке Сен-Мало на севере Франции в богатой купеческой семье, духовную атмосферу которой определяли морально-религиозные ценности. Юноши готовили к карьере священника. Однако уже в шестнадцать лет он восстал против теологической карьеры и добился от родителей согласия на получение медицинского образования. Парижский университет воспитал с Ж.Ламетри не только высоко-профессионального врача, но и любознательного философа. Практикуя в нидерландском Деревне Лейдене, в Сен-Мало и Париже, занимая должность врача королевской гвардии, Ж.Ламетри совершенствовал свои философские познания, обдумывал сделаны на базе физиологических Опытов обобщающие выводы о материи и душу, мир и Разум, человека и религию. Первая философская работа Ж.Ламетри «Естественная история души», опубликованная под вымышленным именем, принесла автору много неприятностей. Его травила пресса, преследовали государственные служащие. Ж.Ламетри потерял должность и был вынужден бежать из Нидерландов. Книга философа была приговорена к сожжению.

Травли со стороны «ортодоксов» не только не сломили волю и творчески-философский пыл Ж.Ламетри, но и побудили к укреплению веры в истинность выбранного пути. Философские обобщения Ж.Ламетри становятся все глубже, смелее и зрелыми. Вскоре вышла в свет его новая и главная работа «Человек-машина», которая вызвала новую волну недовольства и преследований со стороны противников материализма и атеизма.

С Нидерландов философ переезжает в Германию, где занимает должность придворного врача короля Фридриха II, его избирают в академии, он получает возможность непринужденного общения с учеными-вольнодумцами, преимущественно выходцами из Франции, собирались за «королевским столом» «просвещенного государя».

Во время пребывания в Германии, размышляя над серьезными философскими проблемами, Ж. Ламетри написал ряд произведений: «Человек-растение», «Анти-Сенека, или Размышления о счастье», «Система Эпикура», «Животное - более машина», « Предварительные размышления »и другие.

Занятия философией не мешало ученому оставаться человеком жизнерадостным, оптимистичным, общительным. Ж.Ламетри любил женщины, веселье, вкусные блюда. Поговаривают, что именно это и привело к трагедии: философ умер от желудочного заболевания после обеда, устроенного французским послом. Согласно другой версии, Ж. Ламетри умер во время испытания на себе одного из изобретенных им медицинских препаратов.

В своих философских конструкциях Ж.Ламетри исходил из «физики» Р. Декарта и сенсуализма Дж. Локка. Он доказывал, что существует единая материальная субстанция - природа, которая выступает в трех формах («трех царствах природы»): органической, растительной и животной. В «животного царства» Ж.Ламетри относил и человека, которая отличается от животных только большей степени чувствительности и разума. Согласно определению Ж. Ламетри, человек - это «машина», «ползает» перпендикулярно, это - образованный машина, это - художественный часовой механизм, это - машина, самостоятельно заводится и выступает как «олицетворение непрерывного движения». Такое толкование человека подрывало основы теологического представления о ней. Оно розлючувало церковников, вызвало у них ненависть к философу и всего того, что выходило из-под его пера.

Не обращая внимания на зшаленилих ортодоксов-теологов, Ж.Ламетри обосновывал учение о душе человека как способность последней чувствовать и мыслить, о единстве души и тела, о полной зависимости душевных явлений от состояния тела, о зависимости общественной жизни от интересов людей, которые, в свою очередь, определяются господствующими в обществе идеями. Согласно его убеждению, человек - это земное существо. Именно поэтому она имеет право на личную и земное счастье. Ж.Ламетри призвал к жизнерадостному и сенсуалистической способа общественно-индивидуального бытия, к наслаждению деятельностью, к творчеству и свободе.

Фундаментом свободы, по мнению Ж. Ламетри, является частная собственность. Свободу частной собственности философ отождествлял со свободой личности. Для малоимущих свобода не имеет никакого значения. им нужна не свобода, а религия. Именно религия удерживает народ от разврата, смиряет его агрессивные намерения. Основа социально улажены способа бытия, согласно убеждению Ж. Ламетри, рихтует воспитания. «В целом люди рождаются злыми, и без воспитания было бы чрезвычайно мало добродияльних людей... Такова недостаток человеческого устройства. Только воспитание усовершенствовало его внутреннюю организацию, оно превратило людей к выгоде и пользе людей, оно завело их, подобно часов, наилучшим образом, чтобы он мог служить. Таким является происхождение добродетелей, их источником является общественное благо »(Ламетри Ж. Избранные сочинения. - М. - Л., 1925. - С.299).

Главным призванием философии (и философов) Ламетри считал просвещение властителей.

Биография

Родился в богатой семье торговца тканями. Изучал богословские науки, физику и медицину. В Лейдене занимался под руководством врача, ботаника и химика Г. Бургаве . В 1742 году возвращается в Париж . В -1744 году участвует в Войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона. Был полковым врачом. Заболев горячкой , на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» („Histoire naturelle de l"âme“ , , иначе «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel , направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей.

Несмотря на то, что оба запрещённых трактата вышли из печати анонимно, Ламетри был вынужден эмигрировать в Голландию , оставив семью во Франции. Здесь он также анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» („L"homme machine“ , , русский перевод ), которое также было публично сожжено (но доставило ему широкую известность). В 1748 году по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин , где состоял членом Академии наук, личным врачом короля и получил возможность беспрепятственно издавать свои труды, среди прочих - «Человек-растение» (), «Человек больше, чем машина» () и «Система Эпикура» (). Однако вскоре и в Сан-Суси у учёного возникает конфликт с двором, он принужден выставлять себя чудаком и придворным шутом. Умер Ламетри, по преданию, отравившись паштетом. Согласно указаниям самого Ламетри, оставленным в его последних сочинениях, учёный был отравлен. Смерть Ламетри так никогда и не была расследована.

Творчество

Ламетри первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма . Согласно Ламетри , существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Ламетри отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения. Согласно Ламетри, человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Ламетри признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм Ламетри рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.

В своих последних работах Ламетри подошёл к идеям эволюции , высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Ламетри выдвинул предположение о существовании зоофитов - растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма , Ламетри считал, что внешний мир отражается на «мозговом экране». В этике , исходя из позиций гедонизма , отводил в то же время значительную роль общественному интересу. Согласно его идеям, развитие общества определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения; Ламетри был сторонником просвещённого абсолютизма , его философские идеи оказали значительное влияние на Д. Дидро , П. Гольбаха , К. Гельвеция .

Сочинения

  • «Естественная история души»
  • «Ceuvres philosophiques», v. 1-3, P., ;
  • «Textes choisis…», P., ; в рус. пер. - Избр. соч., М. - Л., ;
  • «Человек-машина» (L’homme machine ) ;

Издания на русском

  • Отрывки из произведения Ламетри в книге «Французские просветители XVIII в. о религии», М., ;
  • Ламетри Ж. О. Сочинения. М.: Мысль, 1976.
  • Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения М. Мысль, 1976
  • Ламетри Ж. О. Человек-растение // Ламетри Ж.О. Сочинения М. Мысль, 1976

Литература

  • Сережников В. К. Ламетри. - М., ;
  • История философии. Т. 1. - М., . - С. 539-542.
  • Богуславский В. М. Ламетри. - М.: Мысль, 1977. - 160 с. - (Мыслители прошлого). - 50 000 экз.
  • Леденева Е. В. Человек-машина (между Ламетри и Декартом) /Credonew, СПб, 2010, №3 .
  • Du Bois-Reymond E., «La Mettrie», B., ;
  • Poritzky J. F., «J. О. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke», B., ;
  • Boissier R., «La Mettrie…», P., ;
  • Lemée P., «Julien Offray de La Mettrie», P., ;
  • Nedeljkovic D., «Lametri», Zagreb, ;
  • Mendel L., «La Mettrie…», Lpz., .

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 25 декабря
  • Родившиеся в 1709 году
  • Умершие 11 ноября
  • Умершие в 1751 году
  • Философы Франции
  • Философы XVIII века
  • Родившиеся в Сен-Мало
  • Умершие в Берлине
  • Убитые писатели
  • Умершие от отравления
  • Медики XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ататюрк, Мустафа Кемаль
  • Клит (офицер)

Смотреть что такое "Ламетри, Жюльен Офре де" в других словарях:

    Ламетри, Жюльен Офре

    Ламетри Жюльен Офре - Жюльен Офре де Ламетри (фр. Julien Offroy de La Mettrie; Lamettrie; 25 декабря 1709, Сен Мало, Бретань 11 ноября 1751, Берлин) французский врач и философ материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве. Содержание 1 … Википедия

    Ламетри Жюльен Офре де - Жюльен Офре де Ламетри (фр. Julien Offroy de La Mettrie; Lamettrie; 25 декабря 1709, Сен Мало, Бретань 11 ноября 1751, Берлин) французский врач и философ материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве. Содержание 1 … Википедия

    Ламетри Жюльен Офре де - (Lamettrie, La Mettrie) (1709 1751), французский философ, врач; первым во Франции изложил систему механистического материализма и сенсуализма. В сочинении «Человек машина» (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину,… … Энциклопедический словарь

    Ламетри Жюльен Офре Де - (1709 1751) французский философ материалист, врач, развивавший представления о необходимости эмпирического исследования психической жизни. Предлагал материалистическое решение психофизической проблемы, в соответствии с которым психические функции … Психологический словарь

    ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ - (Lamettrie, 1709 1751) фр. философ материалист, врач. Придерживался позиции эмпирического исследования психики, решая психофизическую проблему в материалистическом духе (психические функции определяются особенностями мозговой и шире телесной… … Большая психологическая энциклопедия

    Ламетри Жюльен Офре де - Ламетри и его труд Человек машина Сенсуализм Кондильяка не тождественен материализму, а философы умеренного направления Вольтер, Д Аламбер и даже Мопертюи с осмотрительностью, обусловленной их идеалом только описывающего факты разума, не… … Западная философия от истоков до наших дней

    ЛАМЕТРИ Жюльен Офре - ЛАМЕТРИ (Lamettrie La Mettrie) Жюльен Офре де (1709 51), французский философ, врач; первым во Франции изложил систему механистического материализма и сенсуализма. В сочинении Человек машина (1747) рассматривал человеческий организм как… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛАМЕТРИ Жюльен Офре де - (La Mettrie, Julien Offroy de) (1709 1751), французский философ и медик, представитель французского материализма и атеизма 18 в. Родился в Сен Мало 25 декабря 1709. Изучал теологию в Париже и, казалось, был предназначен судьбой для того, чтобы… … Энциклопедия Кольера

    Ламетри, Жюльен-Офре де / La Mettrie, Julien Offroy de - (1709 1751). Ламетри рассматривал человека как машину, что обеспечило ему место в истории бихевиоризма. В более поздний период деятельности он разрабатывал доктрину гедонизма, доказывая, что удовольствие есть единственная цель жизни и что вся… … Психологическая энциклопедия


Ламетри и его труд "Человек-машина"
Сенсуализм Кондильяка не тождественен материализму, а философы умеренного направления - Вольтер, Д"Аламбер и даже Мопертюи - с осмотрительностью, обусловленной их идеалом только описывающего факты разума, не углубляющегося в неподконтрольные метафизические теории, не допускали и мысли о том, что умственная деятельность (или душа, или дух) может зависеть причинным образом от материи. Однако если у Дидро материализм еще является программой исследований, у Ламетри, Гельвеция и Гольбаха он предстает как теория, претендующая на истинность, поскольку она основательно подкрепляется успехами наук и, в особенности, достижениями медицины. Таким образом, Декартова res cogitans теряет свою независимость, растворяясь в res extensa, вследствие чего механицизм Декарта преобразуется в метафизический материализм.
Жюльен Офре де Ламетри родился в 1709 г. в Сен-Мало. Учился в Кане, затем Париже, где защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Позднее он отправился в Лейден, в Голландию, где в 1733-34 гг. стажируется у прославленного врача, химика и ботаника Германа Бургаве (1668-1738), известного атеиста и спинозиста, утверждавшего, что жизненные процессы можно свести к формулам и выразить химическими терминами. В 1745 г. Ламетри публикует работу "Естественная история души" ("Трактат о душе"). Во "Вступительном слове" он утверждает: "Все, что не добыто из лона самой природы, все, что не является феноменом, причиной, следствием - одним словом, наукой о вещах, - никакого отношения к философии не имеет и происходит из чуждого ей источника". Поэтому "писать для философа означает... учить материализму!" Ламетри отмечает, что материализм в его дни считается большим злом. Он задает риторический вопрос: "А если материализм хорошо обоснован, если он является очевидным результатом всех наблюдений и опыта самых крупных философов и медиков, если эта система была объявлена только после внимательного изучения природы, тщательнейшего обследования животного мира и глубокого исследования человека во всех его состояниях и на протяжении всей жизни? [...] Стоя перед самой истиной, неужели мы не пожелаем, сделав усилие, нагнуться и поднять ее?" Мы не слишком далеко продвинулись в уяснении сути "души": "Ни Аристотель, ни Платон, ни Декарт, ни Мальбранш не могут объяснить нам, что такое душа. Вы напрасно будете мучиться в поисках познания ее природы; вопреки своему тщеславию и своей нетерпимости вы будете вынуждены покориться незнанию и вере. Природа души и человека, и животных есть и навсегда останется такой же непознанной, как и природа материи и тел. Скажу больше: душа, абстрактно отделенная от тела, подобна материи, рассматриваемой без учета всякой формы: ее невозможно воспринять". "Какими анти-стоиками мы себя чувствуем! Насколько они ригористичны, печальны, тверды, настолько же мы хотим быть радостными, уступчивыми и приятными. Целиком из души, они абстрагируются от тел; полностью телесные, мы абстрагируемся от души".
За свои материалистические и атеистические взгляды Ламетри подвергался гонениям и преследованиям со стороны теологов, идеалистов, врачей старой школы и французской королевской власти. В 1746 г. Ламетри был изгнан из Франции и вынужден эмигрировать в Голландию. Там он анонимно опубликовал труд "Человек-машина" (1748) - самое знаменитое из его сочинений. Однако по постановлению Лейденского магистрата книга была сожжена палачом. Скрываясь от голландских реакционеров, Ламетри находит убежище в Германии, у Фридриха II, короля Пруссии, который, помимо назначения ученому пенсии, способствует его вступлению в Берлинскую академию наук. За период пребывания в Берлине выходят следующие публикации: "Человек-растение" (1748), "Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье" (1750), "Животные - большее, чем машины" (1750), "Искусство наслаждаться" (1751) и "Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души" (1751). В работе "Человек-машина" Ламетри излагает свои взгляды: "Человек - настолько сложная машина, что невозможно сразу составить о нем ясное представление и суметь его определить. Поэтому все априорные исследования крупных философов, при всей изобретательности ума, были напрасными. Только апостериорно можно, не говоря пока о раскрытии самой природы человека, добиться более высокого уровня понимания данного вопроса". Из этого следует, что надо вооружиться "тростью (т.е. поддержкой) опыта" и отбросить "пустую болтовню философов". Можно восхищаться исследованиями великих гениев (Декарта, Мальбранша, Лейбница, Вольфа и др.), но скажите мне, какую пользу они извлекли из своих глубоких размышлений?"
Вернемся, однако, к эмпирическим фактам. "Во время болезней душа пребывает иногда как бы в затмении и ничем себя не проявляет; иной раз она словно раздваивается, раздираемая на части гневом или яростью; порой ее слабость исчезает, и благодаря выздоровлению из глупца рождается талантливый человек. И наоборот, может случиться, что самый великий талант, вдруг отупев, станет неузнаваемым". Кроме того: "Душа и тело вместе погружаются в сон. [...]. Тело - это машина, сама по себе заводящая пружины, которые приводят ее в движение. [...] Питание восстанавливает то, что растрачивает сильное возбуждение. [...]. Какая мощь таится в хорошей пище! [...] Мы мыслим и даже совершаем нравственные поступки, так же как чувствуем радость или прилив отваги; все зависит от способа, каким настроена и подготовлена наша машина [...]. Для тог, чтобы засвидетельствовать неизбежное влияние возраста на рассудок, достаточно просто видеть. Душа испытывает влияние воспитания и образования и ощущает изменения состояния тела. [...] Воздействие климата настолько велико, что человек, меняющий климатические условия своей жизни, вопреки своему желанию, сильно это чувствует. Он чувствует себя как растение, переносящее себя на новую почву". Человек - всего лишь машина: "Различные состояния души [...] всегда соотносятся с состоянием тела. Но поскольку все способности души зависят исключительно от особенностей устройства мозга и всего тела, они должны отождествляться с этим устройством. Вот и получилась высокоинтеллектуальная машина!"
Ламетри высказывает суждение, что в действительности "душа - всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего начала. Одушевленные тела имеют все необходимое для движения, чувств, мышления, раскаяния - одним словом, могут вести как физическую, так и зависящую от нее этическую жизнь..." Вывод Ааметри однозначен: "Человек - это машина, и во всей вселенной существует только единственная субстанция в разных формах". Это "не плод предположений или предрассудков; я бы пренебрег этим, если бы мои чувства, просвещая мой разум, не заставляли меня ему следовать. Значит, опыт говорил мне через разум: таким образом я принимал в расчет оба [фактора]". Что могут сделать против этой теории - "могучего крепкого дуба" - "слабые тростинки теологии и метафизики?" Ламетри приходит к мысли о постепенном совершенствовании органических (одушевленных) существ, в духе теории эволюции. Между человеком и животным он видел только количественное различие: человек обладает большей степенью чувственности. "Но я не подвергаю сомнению существование высшего существа; напротив, я считаю это фактом высокой степени вероятности". "Не стоит мучиться из-за проблем теологии, поскольку нет достаточно убедительных доводов ни "за", ни "против"; тем не менее мир не будет счастлив до тех пор, пока не станет атеистическим. [...] Если бы атеизм был распространен повсюду, то все религиозные конфессии развалились бы до основания, не стало бы теологических войн и борцов за религию. Освобожденная от страшного яда природа снова обретает свою чистоту и свои права. [...] Каждый, кто воздвигает в своей душе алтари суевериям, обречен обожать идолов, а не почитать добродетель" .

Похожие статьи

  • Как гадать на любовь не выходя из дома Видео: Гадание на свечах: как правильно

    Иногда любовь врывается в нашу жизнь неожиданно, и мы не знаем, что же от нее ожидать. Чувства, возникшие в сердце, могут породить массу вопросов, ответы на которые без помощи гадания иногда найти нереально. Гадания на любовь, которыми...

  • Монополия в макдональдсе коды

    Пробник.ру / Ноя.21.2018. / Комментарии к записи Акция «Монополия» в Макдоналдс отключены C 26 ноября по 31 декабря 2018 года включительно в Макдоналдс будет действовать акция Монополия 2018! Для участия в акции покупайте продукцию,...

  • Яркие признаки порчи на постель

    Список некоторых предметов (даже продуктов), которые вы нашли у себя дома и которые не являются вашими. И вы в этом совершенно уверены. Вы узнаете, на что вам наслана порча. В любом случае найденный предмет или продукт питания надо брать...

  • Как разойтись с Девой мужчиной или женщиной?

    Этот чудесный – чудесный и немного безумный мир гороскопов на совместимость…Как часто мы прибегаем к его помощи, особенно любопытствуют девушки, снова-и снова перебирая характеристику знака зодиака ищут максимальную совместимость. Кажется,...

  • Государственная помощь для молодых семей

    Наиболее часто сталкиваются молодые семьи, особенно те, в которых уже родились дети, а необходимая сумма на заветную собственную жилплощадь так и не скопилась. В связи с высокой актуальностью вопроса, правительство страны разработало и...

  • В каких числах перечисляют детские пособия в России?

    Порядок ежегодной индексации социальных выплат и пособий возобновлен в России с февраля. За коэффициент повышения принимается индекс возрастания стоимости жизни за прошлогодний этап. Рассмотрим, какие изменения в порядке выплат детских...