Кто такие драконы и существуют ли они. Поговорим о драконах с научной точки зрения. Драконы Дейнерис Таргариен

Оказывается, драконы – загадочные чудовища с туловищем змеи, крыльями птицы, с несколькими головами, огненным дыханием, наделенные разумом – до сих пор живут среди нас!

Великий и ужасный

Согласно одному древнему описанию, датированному 600 годом н. э., дракон - это «самая крупная из змей и вообще самое большое из всех существ, живущих на Земле. У него большая морда и узкие дыхала, через которые он дышит и высовывает язык».

Изображались драконы обычно огромными змееподобными чудищами, нагоняющими ужас на людей. От их рева, говорят, дрожала земля. Более того, драконы, питающиеся человеческим мясом, всегда глотали целиком прекрасных дев, отчего и богатыри, и рыцари считали делом чести сразить чудище наповал.

Однако наши предки были настоящими философами. Устав боятся огнедышащих чудовищ, они просто превратили их в обычный символ воды и огня. Историки пошли чуть дальше. По гипотезе учёных А. Леруа-Гурана и В. Я. Проппа дракон – это символ объединения миров: верхнего (о чем говорит его сходство с птицей) и нижнего (змеиное туловище).

Только эти страшилища были не так уж и ужасны. Известны случаи, когда они шли с миром к людям. Так, в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогал герою Юю, основателю династии Ся, прокладывать каналы для водоснабжения своим хвостом. Помогло чудище и двум славянским кузнецам. Они впрягли дракона в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра. А Никита Кожемяка сумел усмирить Змея Горыныча и вспахать на нем землю. Более того, драконы частенько дарили людям охраняемые ими сокровища. Правда, неблагодарные люди от страха обычно их убивали. Лишь летающий Змей Получато из поволжского субэтноса кацкарей всегда оставался живым, поскольку приносил богатство тем, кто не боялся тяжелого труда.

Между прочим, до сих пор многие из потомков кацкарей, чтобы приманить Змея удачи, ставят на подоконник блюдце с молоком.
Если учесть, что слово – материально, а мифы всегда имеют под собой реальную основу, можно смело предположить, что образы подобных чудовищ вряд ли создавались на пустом месте. Это подтверждают и многие ученые! Недавно исследователи Международного союза криптозоологов сделали неожиданный и сенсационный вывод: на гербе Москвы Георгий Победоносец пронзает копьем реального(!) маленького крылатого дракона, а не мифического! Вообще, в древнерусской иконописи полно чудищ разных мастей - кроваво-красных, с вылетающими из пасти клубами огня и совсем крошечных, которых ведут на поводке, как домашнюю собачку. Руководитель научной экологической программы РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус актуальных научных направлений) Ирина Царева полагает, что эти звери вполне могли обитать и в российских лесах. Пусть авторы былин, эпосов и икон немного и преувеличили образы своих произведений, однако за основу они все же использовали реальные сюжеты. Вполне возможно, что в европейской части России таки водились кровожадные чудовища, разрывающие в клочья путников. Во всяком случае, подобные случаи были зафиксированы в документах! Так, в одном собрании русских летописей содержится поступившая из Новгорода новость от 1582 года: «…В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша…» Поскольку крокодилы в России никогда не водились, ученые и предположили, что летописец имел в виду обычного дракона.

Однако и в наши дни появляется много свидетельств о чудовищах. Так, в 1958 году геолог, палеонтолог и писатель Иван Ефремов в книге «Дорога ветров» рассказал о своем путешествии в Монголию, где, по описаниям местных жителей, водится чудовищный желтый червь олгой-хорхой, от яда которого гибнут люди. В этих краях всегда было множество ученых экспедиций, однако никто так и не смог дать вразумительные ответы на вопрос: «Что же это за червь такой?» Французский криптозоолог Мишель Рейналь как-то предположил, что олгой-хорхой – это гигантская рептилия, лишившаяся лап в ходе эволюции и способная брызгать ядом на расстоянии…

В России тоже полно очевидцев встреч с драконами. Например, по Липецкой, Новгородской и Ленинградской областям периодически бродят слухи о встречах с подводными чудищами, изрыгающих пламя из своих ртов. Украина тоже не отстает. Не первый год слухи о черноморском чудовище у подножия Карадага будоражат воображение. Драконов и гигантских змей будто бы регулярно встречают и в Африке. Впечатляют рассказы африканцев о свирепом хищнике «тонпондрано» («хозяине морских вод») с телом, покрытым чешуей, длиной 25 метров. В алжирской пустыне тоже как-то застрелили 20-метровую тварь. Ходят пугающие легенды и о «хозяине лесов» Мадагаскара - чудовище с продолговатым телом и огромными когтями. В общем, рассказы о современных монстрах можно продолжать очень долго, однако убедительные доказательства их существования все же есть!

Говорим – дракон, подразумеваем – аждархид

Например, в Юго-Восточной Азии, на нескольких индонезийских островах, живет дракон Комодо – самая крупная на Земле ящерица. Эти огромные вараны достигают в длину трех метров и питаются обезьянами и козами. Их предки жили на Земле еще 2 млн. лет назад. Их потомки в том же самом виде прекрасно живут и ныне, даже не подозревая о том, что, по мнению Дарвина, они должны были претерпевать какие-то эволюционные изменения.

Кстати, на этих же островах сохранились и другие живые ископаемые (филогенетические реликты), почти полностью соответствующие вымершим десятки или сотни миллионов лет назад. Это, например, гаттерия, или туатара, - единственный ныне живущий представитель подкласса клювоголовых пресмыкающихся. Его обнаружение было большим сюрпризом для ученых.

Несмотря на то, что принято считать драконов хищными летающими рептилиями, а современных ящериц (варанов, игуан, агав, хамелеонов и так далее) - их измельчавшими и разучившимися летать потомками, это совершенно не так. Конечно, палеобиологии считают ящериц наиболее приспособленным животным видом в биосфере планеты, причем, не моложе, а старше динозавров! Правда, те ящерицы, которые в давние времена жили рядом с динозаврами, никогда не летали. В отличие от птерозавров, которые научились делать это виртуозно. Даже несмотря на свое громоздкое тело (самые крупные весили 300 кг, а размах крыла достигал 15 м). Правда, почему и как они летали, до сих пор является для ученых загадкой. Тем не менее, подобные существа действительно царили в небе нашей планеты почти 200 миллионов лет подряд. И при этом ученые до конца не выяснили, были ли они рептилиями.

Кстати, когда к середине мелового периода (90 миллионов лет назад) птерозавры исчезли с лица Земли, на планете господствовало семейство аждархид - самых крупных летающих ящеров за всю историю Земли. Гиганты с длинной шеей планировали со скоростью до 40 км\ч, хватали мощной пастью зазевавшуюся дичь и заглатывали целиком. Вполне возможно, что от них и пошли легенды о драконах. Интересно, что последних аждархид палеобиологи называют кецалькоатль. Именно так индейцы майя окрестили своего священного Змея, с которым тоже связано множество мифологических сюжетов. Однако, по определению палеонтологов, эти таинственные существа полностью вымерли около 65 миллионов лет назад. Интересно, кого же видели индейцы, которые жили намного позже летающих яшеров?

Палеонтологи предположили, что летающих змеев либо вытеснили более совершенные существа, идеально приспособленные к полету (птицы), либо они вымерли от глобального похолодания климата, случившегося в аккурат 65 миллионов лет назад. Только, по мнению ученых, некоторые особи все же могли выжить, отчего и стали прообразом драконов и летающих змеев в индейской культуре. А еще летающие ящеры могли спуститься с небес на землю и перейти к оседлому образу жизни. Интересно, что поздние птерозавры удивительно похожи на современных пеликанов, отчего последних частенько даже называют маленькими птерозаврами.

Так что, по большому счету, не стоит удивляться, если однажды во время сбора грибов в лесу или купания в речке вам навстречу выскочит симпатичный дракончик. Наука такую возможность допускает. «Отсутствие находок означает вовсе не то, что таких животных не было и нет, а только то, что обнаружить следы их присутствия на планете не удалось», - говорит доктор биологических наук Александр Дубров (Россия).

Во всяком случае, Александр Городницкий, доктор геолого-минералогических наук, сотрудник Института океанологии им. Ширшова РАН, тоже допускает возможность того, что летающие ящеры реально жили в забытые времена, и их родственники вполне могли где-то уцелеть: «Описанные в древних текстах чудовища существовали и могут существовать на самом деле». Например, «доисторическая кистеперая рыба латимерия. Долгое время считалось, что этот вид вымер 200-300 миллионов лет назад, однако совершенно случайно в 1990-е годы рыбу поймали у берегов Южной Африки. Поразительно, что за многие миллионы лет она практически не изменилась, хотя и стала меньше. Строение ее скелета идентично скелету предков, живших 200 миллионов лет назад».

И все же они были!

А вот Алексей Розанов, академик, директор Палеонтологического института РАН, разбивает версию о реальном существовании драконов в пух и прах: «Драконы - это существа мифологические (…) они похожие на ящеров и птиц одновременно, а такого не может быть уже потому, что ящеры - это рептилии, а птицы - теплокровные». Вот птерозавры - это другое дело. Они – «загадочные существа, о которых нам известно очень немного, однако ясно, что их активный полет был возможен только при достижении достаточно высокого уровня метаболизма, а это аргумент в пользу их теплокровности. Сегодня ученые склоняются к выводу, что динозавры вообще - по крайней мере, их летающие виды - не были рептилиями. Вполне возможно, именно теплокровность погубила летающих ящеров». Рептилии, как оказалось, лучше приспособлены к меняющимся условиям существования (доказательство – ныне живущие ископаемые виды - хладнокровные ящерицы и крокодилы). Однако в наскальных рисунках первобытных людей Австралии часто встречается изображение драконоподобного существа. Палеонтологи подтверждают: это – мегалания, крупная ящерица, похожая на варана, которая некогда обитала на континенте. Только криптозоологи абсолютно уверены, что эта рептилия до сих пор ведет жизнь отшельника в чаще австралийских бушей. Очевидцы описывали мегаланию как 4-6 метрового варана с огромными когтями и бурым пятнистым цветом тела. Хоть дракон и пугает австралийцев, ведет он себя всегда не агрессивно. А, может, просто свидетелей его дурного нрава не остается? Зато остаются кости мегалании. Их до сих пор находят в разных местах. Пусть цельного скелета палеонтологи пока не обнаружили, но по фрагментам собрали уже около 80% скелета австралийского дракона.

Зато астрологи искренне верят, что драконы реальны и невероятно могущественны! Только обитают они не в реальном, а в астральном мире! Зато готовы помогать всегда и во всем! Дружественный дракон всегда станет защитником дома, позволит заглядывать в будущее и разрешит воспользоваться своей неистощимой энергией. Оттого люди придумали множество ритуалов, чтобы направить драконью силу в нужное себе русло.

По мнению Д. Дж. Конвэй, американского писателя, драконы помогают человеку собрать свои внутренние силы, успешно противостоять навязываемому контролю, негативному психологическому программированию и избавиться от давления людей, причиняющих душевную боль. Кстати, о существовании и силе драконов говорят и последователи Фейской традиции – языческой системы мифов, основанных на лунном кельтском календаре деревьев Бэт-Луис-Нион.

Согласно их представлению, драконы имеют тело и находятся повсюду, буквально, в каждом предмете. Любое действие может оказаться следствием драконьей силы. Однако считается, что драконы не вмешиваются в дела людей, считая их более низшими по разуму существами. Только когда человеку угрожает что-то страшное, лишь тогда дракон вмешается и обязательно окажет помощь. Между прочим, некоторые драконы обожают общаться с детьми, особенно с теми, кто наделен парапсихологическими способностями.

А поскольку живых драконов пока зафиксировать не удалось ни на океаническом дне, ни в непроходимых джунглях, можно предположить, что они вполне могли где-то затаится…

Легендарные чудовища, умеющие летать и испепеляющие огнем все живое, хранители огромных сокровищ и обладатели острого ума - такими предстают драконы в легендах и сказках. Нет ни одного народа, в мифологии которого не встречались бы истории об этих гигантских монстрах. Многие до сих пор верят в то, что драконы существуют и сейчас или жили раньше. Описание этих существ практически одинаково у народов, проживающих на разных континентах. И этот факт наводит на мысль, что когда-то наши предки видели драконов вживую, и впечатления от этих встреч навсегда сохранились в мифах, легендах и сказках. Существовали ли драконы на Земле? Попробуем разобраться.

Кто это такие?

С точным определением этих существ есть сложности. Дракон - это собирательное название. В каждой стране есть индивидуальные представления об этом мифическом животном. Наибольшее распространение образ дракона получил в мифологии и фольклоре, гороскопах и фэнтези.

За исключением некоторых различий, облик гигантского монстра выглядит примерно так: туловище пресмыкающегося с частями тел других животных. Часто дракон обладает крыльями, умеет летать и изрыгает смертоносное пламя.

Дракон и змей

Существует путаница между этими двумя мифическими животными. Небольшая часть исследователей полагает, что дракон и змей - это разные существа. Образ змея встречается в славянских текстах с IX века, в Библии и в фольклорных произведениях. К XIX веку слово «дракон» стало общеупотребительным. Теперь считается, что эти два понятия обозначают одно и то же существо.

Любимый персонаж мифов и сказок

Существовали ли драконы в далеком прошлом? При виде их разнообразия в культурах разных народов невольно возникает такая мысль.

Дракон - непременный элемент мифологии любой страны. Он может быть злобным и коварным чудовищем, сеющим смерть и разрушение, или предстать в образе мудрого существа. Очень распространенным является миф о драконе как о хранителе сказочных сокровищ и похитителе прекрасных девушек.

Змей Горыныч - один из ярких персонажей славянских сказок и мифологии. Здесь его образ лишен и намека на привлекательность или мудрость. Он - самое главное зло славянских мифов.

С чего все начиналось

Мифы о драконах возникли очень давно. Считается, что впервые этот образ появился у шумеров более пяти тысяч лет назад. Затем он распространился в Египте, Греции и других странах Европы и Востока. Как сформировался этот образ? И существовали ли драконы на самом деле? Есть версия, что выползающие весной из-под земли после зимней спячки змеи привели к появлению у древних людей первого мифа о необычных существах.

По другой версии, эти существа - древние динозавры, память о которых сохранилась в таком сказочном образе. Противники данной теории указывают, что первые люди появились намного позже того времени, когда жили динозавры.

Существует также предположение, что драконы когда-то давно были отдельным видом животных, но вымерли вследствие малочисленности своей популяции.

Разновидности драконов

Существовали ли драконы на самом деле? Судя по обилию их видов, описанных в разных мифах и фольклоре многих стран, создается впечатление, что когда-то в прошлом люди действительно сталкивались с этими существами. Проводить их классификацию крайне сложно. Вообще все, что касается этого крайне запутано. В каждой стране есть свое описание. Кроме того, иногда не совсем ясно, кого из мифических животных можно отнести к драконам. Условно их делят на следующие виды:

1. Линдворм - крылатый змей с двумя лапами и ядовитой слюной. К этому виду относят Фарфнира - знаменитого монстра из скандинавских саг. Он ползал на брюхе. С этой разновидностью драконов существует путаница, поскольку в некоторых сказаниях линдвормы бескрылы и могут иметь не две, а четыре лапы.

2. Гивр . У него нет лап и крыльев. Голова массивная, рогатая.

3. Классический, или геральдический дракон. Имеет четыре лапы и крылья.

4. Виверн . Имеет две ноги, крылья и хвост с шипами. Огонь выдыхать не умеет.

5. Амфиптер - крылатый дракон с рудиментарными конечностями, которые не используются.

6. Драконы восточных стран - китайские, японские, корейские.

Условно к драконам можно отнести чудовищ из древнегреческой мифологии - змея Пифона и

Кто их изучает?

Периодически появляются сообщения о том, что в разных частях планеты видели или даже вылавливали загадочных существ. Поиском и изучением животных, которые считаются вымышленными или давно вымершими, занимается наука криптозоология. Она не входит в число академических дисциплин, и официальная зоология считает ее лженаукой. Для криптозоологов ответ на вопрос о том, существовали ли драконы, прост и понятен. Они верят, что если не в наши дни, то в прошлом человек действительно жил рядом с драконами, память о которых дошла до нас в и сказок.

Ночная фурия - вымысел или реальность?

После выхода мультфильма «Как приручить дракона» многие заинтересовались вопросом о том, существует ли дракон Ночная фурия на самом деле? К сожалению, этот персонаж - чистый вымысел создателей фильма. Он обладает запоминающимися признаками: темная, почти черная окраска, восемь отростков на голове, играющих роль ушей (поэтому эти существа имеют очень тонкий слух), и способность выдыхать не просто огонь, а сгусток синего пламени. Ночная фурия не имеет аналогов среди мифических драконов.

Существуют ли драконы на самом деле? И где их можно увидеть?

На вопрос о том, существуют ли сейчас драконы, можно с полной уверенностью отвечать утвердительно. Конечно, при этом мы будем иметь в виду современных животных, которые получили это почетное звание. Ближе всего из современных представителей фауны к мифическим драконам находится или Комодо. Хищник весом в 150 килограмм и длиной тела около 3 метров внешне очень напоминает легендарных чудовищ.

Летучие драконы - еще одни представители ящериц из рода агамовых, которые носят это знаменитое имя. На боках они имеют кожаные складки, при помощи которых могут планировать в воздухе. За эту особенность ящерицы и получили свое название.

Морской дракончик - вид хищных рыб. Имеет на шипах ядовитые железы, укол которых может быть смертелен для человека.

Если существование всяких там кентавров и единорогов современной наукой отвергается категорически, то вокруг такого мифического зверя как дракон уже много лет ведутся ожесточенные споры.
Сказания о драконах измеях существуют на всех континентах. Древнеримский писатель Плиний описывал сорокаметрового дракона, убитого Регулом во время Пунической войны, шкура и клыки которого еще долго выставлялись в Риме на всеобщее обозрение. О драконах рассказывали кельты и викинги, русичи складывали былины о битвах богатырей со Змеем Горынычем. Индейский Пернатый Змей Кетцалькоатль весьма похож на славянского бога Велеса, изображавшегося в виде огромного змея и "сочетавшего в своем облике мохнатость и чешую". В Китае легенды о драконах восходят к глубокой древности. Причем в отличие, скажем, от Европы, где драконам приписывалась дьявольская сущность, в Китае они до сих пор символизируют собой доблесть и благородство.
Так все-таки, жили когда-нибудь эти невероятные животные? А если нет, что способствовало возникновению такого количества легенд и мифов? Зоолог из университета штата Флорида Уолтер Ауффенберг, например, предполагает, что первый миф о драконе возник 100 тысяч лет назад, в то время, когда примитивный человек наблюдал, как из-под земли весной выползают змеи – "возрождаются" после зимы. Ауффенберг пишет, что первые свидетельства, которые можно точно определить как "драконьи", относятся к шумерской культуре, возникшей 5 тысяч лет назад в междуречье Тигра и Евфрата. Далее, по предположению Ауффенберга, около 1500 года до н.э. воины-всадники Центральной Азии занесли фрагменты шумерского мифа на запад – в Европу и на восток – в Китай. Завоеватели-арии могли принести с собой легенду о драконе в Индию, а затем торговцы могли донести ее до Индонезии и Австралии, где существует миф о Летучем Змее.
Отечественные ученые А.Чемохоненко и Я.Чеснов считают, что когда-то дракон выступал в качестве тотемного зверя. Образ дракона "зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром", но позднее "перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль". Однако люди долго не могли с ним расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок.
Но подобные объяснения появления легенд о драконах удовлетворяют далеко не всех. Например, креационисты (противники теории Дарвина) утверждают, что драконы существовали на самом деле. И были и ми древние ящеры, которых мы называем динозаврами. По мнению Кена Хэма из организации "Ответы в Бытии", Святой Георгий Победоносец на самом деле сражался не со змием, а с динозавром. Дескать, драконы и легенды о них – память наших далеких предков о встречах с вымершими хозяевами Земли. Эволюционисты же справедливо возражают, что в те далекие времена, когда на нашей планете умер последний динозавр, людей еще и в помине не было.
Некоторые ученые верят в то, что кое-какие из доисторических чудищ на Земле сохранились и поныне в неизведанных уголках планеты. А поскольку всего несколько веков назад эти твари встречались гораздо чаще, чем сейчас, они вполне могли прослыть среди наших предков драконами. В 30-х годах XX века научные журналы собрали показания шестидесяти очевидцев, утверждавших, что они своими глазами видели подземного червя штолленвурма. Все описания внешнего вида штолленвурма совпадали: длина вытянутого тела – около 90 сантиметров, к хвосту оно резко сужается; шеи нет вовсе, голова приплюснута, на ней – два огромных шаровидных глаза. Зверь покрыт чешуей и издает змеиный шип. Говорили, что штолленвурм агрессивен, прыгуч и "способен убить человека одним только дыханием". Но, увы, ни поймать, ни сфотографировать подземного червя так и не удалось. А в 60-е годы прошлого века в мировой прессе появились сообщения еще об одном драконе современности – Сирруше. Сообщения о его появлении поступали из различных уголков земного шара: из Шотландии и Ирландии, Норвегии и Швеции, Африки и из других мест. Началом этой истории можно считать 1887 год, когда немецкий профессор Роберт Колдевей во время раскопок Древнего Вавилона нашел осколок старого кирпича, на одной стороне которого был изображен фрагмент удивительного животного. Более чем через 10 лет, во время второй экспедиции, Колведей обнаружил врата царицы Иштар, которые были построены из таких же кирпичей. Ворота были украшены повторяющимися изображениями двух животных. Одно из них напоминало тура, а другое было похоже на дракона. Его называют Вавилонским драконом, в некоторых источниках он упоминается как Сирруш. Дракон был изображен в виде существа с узким длинным туловищем, покрытым чешуей, с длинной шеей, оканчивающейся змеиной головой с прямым рогом, и тонким чешуйчатым хвостом. Колдевей, пытаясь найти сходство Сирруша с каким-либо из известных ящеров, пришел к выводу, что животное, если оно существовало, должно было классифицироваться как птиценогий динозавр.
Существует также мнение, что драконы были отдельным видом, который вымер по естественным причинам, поскольку во все времена был крайне редок. Достаточно было небольшого изменения климата, выгнавшего драконов из привычных мест обитания, или сокращения пищевого рациона, чтобы число особей резко уменьшилось и восстановление популяции оказалось невозможным.
Есть и совсем уж фантастические версии. Например, что драконы могут быть существами из параллельного мира, или что этих животных завезли к нам в свое время пришельцы из космоса.
Информация с сайта: http://dragons-nest.ru/def/dragon-mith_or_real.php

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

(Материал предоставлен Владимиром Шигиным)

Сегодня наша печать полна сенсационных статей о всевозможных необычных явлениях и чудесах, которые зачастую, увы, базируются лишь на досужих домыслах их авторов. Порой в поисках сенсаций не брезгуют ничем, включая даже заведомый обман доверчивого читателя и грубую подтасовку реальных фактов. А ведь чего проще, стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам, заглянуть в, казалось бы, хорошо всем знакомые старые книги, и на вас обрушится настоящий вал столь невероятных фактов, от обилия которых самый дерзкий фантаст зашатается! Для этого надо лишь быть внимательным и усидчивым, только в этом случае пожелтевшие тома древних фолиантов явят вам свои откровения!
Кто из нас не слышал со школьных лет о знаменитом ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Слов нет, многочисленные тома трудночитаемых текстов - удел узкого круга специалистов-профессионалов. Однако среди десятков и десятков древних рукописей, многократно переизданных, есть и такие, что хорошо адаптированы к языку современного читателя. Изученные и переизученные вдоль и поперек многими поколениями отечественных и зарубежных историков, они, кажется, не таят в себе уже ничего нового, а тем более необычного, но так только кажется на первый взгляд. Стоит лишь оторваться от сегодняшней суеты и вдохнуть аромат былых эпох, прикоснуться к минувшему, как оно непременно вознаградит вас самыми невероятными открытиями!
Сколько споров идет сегодня о столь знаменитом персонаже многих русских сказок и былин - Змее Горыныче! Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский монголо-китайский огнемет. Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет.
Полноте! Подтверждения версии о реальном существовании Змея есть, стоит лишь повнимательнее перечитать изначальные тексты тех же прекрасно известных былин, стоит лишь не торопясь пролистать древние летописи.
Начнем хотя бы с того, что помимо многочисленных сказочных и былинных образов Змея, древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный образ некого священного Ящера - праотца, создавшего якобы все живущее на Земле. Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Истоки этого мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из самых древнейших. А теперь зададимся весьма логичным вопросом: почему существовало столь давнее и невероятно стойкое поклонение какому-то выдуманному существу, тогда как все иные поклонения и тотемы (обожествляемое животное, считающееся предком рода) у древних русов и славян были всегда связаны с вполне реальными и конкретными представителями животного мира: леопардами и медведями, быками и лебедями?
Особенно почему-то культ звероящеров был силен в северозападных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Может, потому и существовал этот культ, что некогда там обитали звероящеры? Так, широко известен миф о неком чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце а другой изрыгал в небо утреннее солнце. Еще Геродот рассказывал о неком народе невров, живущем «на земле, обращенной к северному ветру», и вынужденном бежать оттуда в страну будинов (племена юхновской культуры) только потому, что их землю наводнили некие страшные змии. События эти историки относят примерно к шестому веку до нашей эры. Разумеется, что ни один народ никогда не станет переселяться из-за мифических страшилищ, зато более чем вероятно бегство от вполне реальных чудовищ, тем более если они были весьма кровожадны.
Исследованием вопросов, связанных с «русскими ящерами», в свое время много и плодотворно занимался всемирно известный специалист по Древней Руси академик Б. А. Рыбаков. Особый интерес представляет для нас его анализ хорошо всем известной былины о новгородском купце Садко. Эта былина оказалась столь зашифрована, что понять ее суть и смысл оказалось под силу лишь такому большому ученому.
Прежде всего, оговоримся, что Б.А. Рыбаков, так же как и известный историк XIX века Н.И. Костомаров, считал былину о Садко одной из самых древних в новгородских землях, уходящей корнями во времена дохристианские. При этом в изначальном варианте Садко не путешествует, а просто-напросто приходит с гуслями на берег озера-реки и играет там свои песни некому водному царю. Образ царя в былине подразумевается антропоморфный, он никак не описан. Однако в ряде случаев он упоминается как некий «дядя Ильмень» или «царица Белорыбица». Далее водный царь, которому понравилась игра Садко, выходит из воды и обещает ему за доставленное удовольствие постоянный богатый улов рыбы и поимку даже золотой рыбки («рыбы злата пера»). После чего Садко стремительно богатеет, становясь самым уважаемым человеком в Новгороде. Академик Б.А. Рыбаков в своем фундаментальном труде «Язычество древней Руси» пишет по этому поводу: «В связи с нашей темой (темой ящера. - Прим. В.Ш.) особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки «ящерят». На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует не всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете XII-XIII веков. Есть гусли с изображением двух конских голов (конь - обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века)… Орнаментика новгородских гусель XI-XIV веков прямо указывает на связь этого подводного царства - ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра».
И сразу же вопрос: почему на гуслях среди реальных животных изображено вдруг одно мифическое - ящер? Так может, оно совсем и не мифическое, а такое же реальное, как и остальные, да еще и преобладающее над ними по силе и мощи, а потому и более почитаемое?
Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. Эти изображения вполне могут соответствовать мозозаврам или кронозаврам, смущающим умы ученых новыми и новыми слухами о своем сегодняшнем существовании. Да и характер жертв, приносимых «подводному царю», тоже многое проясняет. Это не какой-нибудь отвлеченный фетиш, а вполне реальное животное, при этом еще и довольно большое, чтобы насытить весьма прожорливое озерное божество. Приносится это животное в жертву подводному чудовищу не когда придется, а большей частью в зимнее, то есть в самое голодное время. Знаменитый историк и фольклорист А.Н. Афанасьев писал об этом так: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом одевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь…»
Впрочем, видимо, требовательный «подводный царь» не всегда удовлетворялся жертвенной кониной, как гласят дошедшие до нас писания, и преобразовываясь «во образ лютого зверя коркодила», весьма нередко нападал на плывущих мимо него в лодках рыбаков и купцов, топя их челны-однодревки и поедая самих. Такого «царя» было за что бояться и почему приносить ему обильные жертвы.
Академик Рыбаков, анализируя изначальные варианты былины о Садко, нашел даже вполне реальное место «общения» гусляра с подводным царем. По его расчетам, оно происходило на озере Ильмень, близ истока Волхова, у западного (левого, так называемого «софийского») берега реки. Это место известно как Перынь. В 1952 году при раскопках археологами в Перыне было обнаружено капище, которое Рыбаков именует, как святилище «крокодила» в Перыни. Есть мнение, что именно оттуда и произошло более позднее появление бога Перуна…
Обратил внимание академик Рыбаков и на весьма устойчивый и четко очерченный ареал обитания «подводного царя»: «Культ владыки подводно-подземного мира был мало связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного юга… Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив… Но и в славянских древностях ящер встречается, особенно в северном регионе…»
Ну а что же говорят летописи? Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об испытании града», направленные против язычества и включенные в летопись под 1068 годом. В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими обрядами, написано: «…Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)… бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
А вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века: «В лета 7090 (1582 год)… Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша» (Псковские летописи. М., 1955, т. 2, с. 262).
Однако появление «коркодилов» было столь страшным не всегда. Сенсационные сообщения по этому поводу оставил нам немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI века. Факты, приведенные Герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми звероящерах! Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-70 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было плохо накормлено» (С. Герберштейн. Записки о Московитских делах. СПб., 1908, с. 178).
Итак, можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад, дожив, таким образом, почти до наших исторических времен (ведь от описываемых событий нас отдаляет жизнь каких-то восьми поколений!)
Но что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и священные животные все же не дожили до наших дней? Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к летописям. Дело в том, что для насаждаемого в XI-XVI веках в северо-западных русских землях христианства языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т.к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады». Такие эпитеты означали для реликтовых животных однозначный смертельный приговор. Расправа с «подводными царями» была беспощадной. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными маленькими тварями, а затем уж принялись и за хищных речных. Летописи весьма живописно повествуют о конкретных шагах в этом направлении.
Так, рукопись Большой Синодальной библиотеки XVII века, известная среди специалистов как «Цветник», повествует: «Наше же христианское истинное слово… О сем окоянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтанми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».
В «Цветнике» весьма красноречиво говорится, что «коркодил» плыл не вниз, а вверх по течению реки, т.е. он был живой, затем каким-то образом был «удавлен» в реке, возможно, умер естественной смертью, но скорее всего был, видимо, все же убит христианами, после чего его прибитое к берегу тело было с величайшей торжественностью захоронено местными язычниками. Нещадное истребление речных ящеров шло одновременно с весьма активным переубеждением жителей, что «коркодил» - это никакой не бог, а всего лишь обычный, хотя и весьма «отвратный» зверь. Вспомним уже упоминавшийся нами выше отрывок об антиязыческих «Беседах Григория Богослова об испытании града», где недвусмысленно говорится, что некие люди приносят жертвы («требы творят») в честь живущего в реке и нарицаемого богом обыкновенного зверя.
Скорее всего, по мере христианизации северо-западных окраин России на ее реках и озерах были уничтожены и последние представители древнего рода речных ящеров. Возможно, что, с точки зрения господствующей идеологии той поры, все было сделано совершенно правильно. И все же мне откровенно жаль, что наши соседи по исторической эпохе - ящеры были полностью истреблены и не дожили до сегодняшних дней, оставшись лишь на страницах летописей, в былинах и сказаниях о временах минувших!

Впрочем, кто знает…

В ВОЗДУХЕ - ГИГАНТЫ

Жил да был Змей Горыныч
Этнограф и историк Иван Кириллов предполагает, что когда-то это было вполне реальное существо, обитавшее на территории России.
Кириллов с усмешкой называет себя «драконоведом». Уже много лет он занимается изучением мифов и легенд об этом существе. И однажды пришел к выводу, что у Змея Горыныча из русских сказок вполне мог быть живой прототип.
- Все началось с того, что я решил уточнить происхождение крылатого змея на гербе Москвы, - рассказывает Иван Игоревич. - Всадник-змееборец впервые появился на гербе Московского княжества при Иване III. Сохранилась печать великого князя Ивана (1479 год), на которой изображен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. Вскоре изображение этой сценки стало известно любому жителю России. Копьеносца начали чеканить на самой мелкой монете. Потому, кстати, ее и прозвали в народе «копейка»…
Многие исследователи воспринимают изображение Георгия Победоносца, пронзающего Змея, как красивый художественный образ, символизирующий противоборство Добра и Зла. Он тоже когда-то так думал. Но однажды ему попалось изображение фрески XII века из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. И там есть всадник с копьем, но на той фреске крылатого змея не убивают, а тащат на веревочке, словно пленника или домашнее животное.
Это изображение, появившееся много раньше, чем официальный герб Московии, привносит, по мнению Кириллова, новые смысловые элементы в привычную картинку с копьеносцем. Терем с окнами, женщина, которая ведет странное существо, напоминающее крокодила или гигантскую ящерицу, все это выглядит очень жизненно и похоже, скорее, на зарисовку с натуры, чем на некий художественный образ-символ.
- Тогда я и подумал: а не происходило ли такое событие в действительности? - продолжает рассказ Иван Игоревич. - Вскоре мне попал в руки еще один документ, подтверждающий мою фантастическую версию. О странных ящерах, не характерных для нашей фауны, упомянул в своих воспоминаниях австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, работавший в России в 1517 и в 1526 годах. Вот что он записал в своем дневнике: «Эта область изобилует рощами, лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом…»
Неужели наши предки действительно воочию видели сказочных «змеев горынычей» и даже умели приручать их? Иван Кириллов собрал исторические документы, которые могут служить если не прямым, то косвенным свидетельством того, что «российские драконы» могли существовать в действительности. Вот некоторые из этих материалов.
В русской национальной библиотеке среди рукописей хранится старинный дневник какого-то священника. Титульный лист потерян, потому имя очевидца неизвестно. Но запись, сделанная им в 1816 году, весьма примечательна: «Плывя на лодке по реке Волга, мы видели огромного летящего змея, который нес во рту человека со всем одеянием. И слышно было от оного несчастного человека только: «Их! Их!» И перелетел змей Волгу и упал с человеком в болота…»
Далее священник сообщает, что в тот день ему довелось увидеть Змея еще раз: «У Коломинского уезда села Уварова есть пустошь, которая называется Каширязива. Приехали мы туда ночевать числом более 20 человек. Два часа прошло или больше, внезапно осветилась местность, и лошади вдруг бросились в разные стороны. Я взглянул вверх и увидел огненного змея. Он извивался над нашим станом на высоте двух или трех колоколен. Длиною он был три аршина или более и стоял над нами четверть часа. И все это время мы молитву творили…»
Любопытное свидетельство обнаружено в архивах города Арзамаса. Вот краткая выдержка из этого документа: «Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым. К сожалению, бочка не дошла до Петербургского музея. То ли затерялась по дороге, то ли небрезгливые российские мужички оприходовали из бочонка «двойное вино» (так раньше называли водку). А жаль, может быть, хранился бы сегодня в Кунсткамере заспиртованный Змей Горыныч.
Еще среди воспоминаний можно выделить рассказ уральских казаков, ставших очевидцами невероятного происшествия в 1858 году. Вот запись их воспоминаний: «В киргизской букеевской орде случилось диво. В степи, неподалеку от ханской ставки, среди бела дня упал с неба на землю огромный змий, толщиной с самого большого верблюда, а длиной саженей двадцать. С минуту змий лежал неподвижно, а потом, свернувшись в кольцо, поднял голову сажени на две от земли и сильно, пронзительно, подобно буре, зашипел.
Люди, скот и все живое в страхе попадали ниц. Думали, что настало светопреставление. Вдруг с неба же спустилось облако, подошло к змию саженей на пять и остановилось над ним. Змий прыгнул на облако. Оно окутало его, заклубилось и ушло под небеса».
- Все это настолько невероятно, что я конечно же не отношусь к подобным рассказам слишком серьезно, - говорит драконовед Кириллов. - Но где-то в душе верю, что подобное не исключено… Согласно самой распространенной версии, мифологический Змей-Дракон обязан своим происхождением останкам динозавров, которых время от времени находили наши предки. На первый взгляд все просто и ясно.. Но внимательный анализ этой версии выявляет целый ряд ее недостатков.
Во-первых, мифы о Драконе распространены повсеместно, а легкодоступные останки динозавров находятся лишь в пустынных районах Центральной Азии (в других регионах ископаемые останки чаще всего обнаруживаются лишь под мощными слоями осадков - вряд ли древние люди так глубоко копали). Во-вторых, кости динозавров весьма разнятся между собой, а Драконы у разных народов похожи, как братья близнецы. Может, сказки возникли все же не на древних костях, а после встреч с живыми динозаврами, дожившими до наших дней? Безумное предположение, но как не сделать его, читая свидетельские показания, причем не столь уж дремуче отдаленных дней?
Вот и биологи мне недавно подтвердили, что «огнедышащий Горыныч» из сказки вовсе не противоречит науке. Теоретически возможно, чтобы в теле животного были полости, где в результате разложения образуется метан (болотный газ). При выдохе этот газ может воспламеняться (вспомните болотные огоньки). Кстати, это предположение подтверждает показания очевидцев, которые неизменно указывают на зловоние или зловонное дыхание, исходящее от Змея…
А мог ли наш знакомец перелететь через Атлантику? Или, может, там есть свой Горыныч?

Хроника пикирующего змея

Время от времени пресса сообщает о том, что в Новом Свете на домашний скот и даже на людей нападают загадочные летающие существа, похожие на огромных птиц или летучих мышей, а иногда имеющие вид чудовищ, напоминающих сказочных драконов
25 июля 1977 года около восьми часов вечера 10-летний Марлон Лоу из Лондейла, штат Иллинойс, испытал сильнейшее потрясение от происшествия, которого, по мнению ученых, вообще быть не могло мальчика подхватила с земли и понесла по воздуху огромная птица.
Первым человеком, осознавшим, что в небе происходит нечто необычное, оказался местный житель по имени Кокс. Он увидел, что с юго-западной стороны на поселок пикируют две птицы, похожие на гигантских кондоров. А затем, к его величайшему изумлению, произошло следующее. Одна из птиц, опустившись совсем низко, бесшумно подлетела сзади к Марлону, который в это время бежал вдоль по улице вдогонку за своими приятелями, вцепилась когтями в плечи и спину насмерть перепугавшегося парнишки и подняла его в воздух. Вторая птица, словно подстраховывая первую, держалась позади и несколько выше.
Вся эта непостижимая картина разворачивалась на глазах матери Марлона, Руфи Лоу, которая с громким криком бросилась вдогонку за птицами. Пронеся по воздуху отчаянно вопящего и брыкающегося мальчишку около десяти метров, хищное существо разжало когти, и Марлон плюхнулся на землю, отделавшись, к счастью, только царапинами и синяками. А огромные птицы, размерами почти с дельтаплан, взмыли вверх и улетели прочь в северо-восточном направлении. Очевидцами происшествия оказались шесть человек.
По словам миссис Лоу, черные птицы напоминали чудовищных кондоров с размахом крыльев не менее 2,5 метра, их клювы достигали 15 сантиметров, а на шеях почти полуметровой длины отчетливо выделялось белое кольцо.
Несмотря на наличие шести свидетелей, происшествие, ставшее вскоре известным на всю страну, казалось настолько невероятным, что за исключением очевидцев в него поверили очень немногие. А местный инспектор по охране животных прямо обвинил Руфь Лоу во лжи.
А примерно на 1500 километров юго-западнее, вблизи границы штата Техас с Мексикой, происходили еще более странные события. В половине одиннадцатого вечера 14 января 1976 года Армандо Гримальдо сидел во дворе своего дома в городе Реймондвилл, на самом юге штата. Был тихий, не по-зимнему теплый вечер Армандо вышел покурить на свежем воздухе.
- Мне вдруг захотелось обойти вокруг дома, - рассказывал он впоследствии. - Я встал со скамейки и сделал несколько шагов вдоль стены. Но едва я завернул за угол, как нечто схватило меня сзади, вцепившись в одежду и в кожу острыми когтями. Я сумел вырваться, оглянулся и увидел это «нечто». Меня всегда считали человеком не робкого десятка, но тут мне стало так страшно, что у меня волосы встали дыбом.
Существо, вцепившееся в Армандо, спикировало на него сверху. Ничего похожего на это чудовище он никогда раньше не видел. Почти двухметровое, с крыльями, раскинувшимися метра на четыре, с темно-коричневой, гладкой с маслянистым отливом кожей и с огромными круглыми глазами, светящимися красным светом.
Армандо закричал и бросился бежать, но споткнулся и упал. Поднимаясь на ноги, он почувствовал, как мощные когти неведомого зверя рвут его одежду, но сумел вырваться во второй раз - добежал до большого раскидистого дерева и прижался спиной к стволу. А напавшее на Армандо создание, тяжело и хрипло дыша, взмыло вверх и исчезло из глаз.
Можно считать, что Армандо Гримальдо повезло больше, чем козе Джо Суареса из соседнего городка, которую 26 декабря 1975 года хозяин оставил на ночь в загоне для скота, привязав к ограде позади коровника.Утром Джо нашел ее буквально разодранной на куски. Никаких следов вокруг того, что осталось от козы, не было, а вызванные на место происшествия полицейские не смогли предложить ни одной разумной версии гибели животного.
Больше месяца таинственное кровожадное существо терроризировало обитателей долины в нижнем течении реки Рио-Гранде, отделяющей южную часть Техаса от Мексики. Местные жители уже стали называть его «эта большая свирепая птица». У тех, кто только слышал рассказы о ее разбойных нападениях, они, как правило, вызывали изумление в сочетании с недоверием. Те же, кто видел ее своими глазами, отвечали на расспросы скупо, и лица их при этом мрачнели. А вблизи расположенного рядом города Браунсвилла подобное существо однажды непонятным образом проникло в автоприцеп Альверико Гуахардо, служивший ему домом. После того как Альверико вошел внутрь и включил свет, он увидел, по его словам, «нечто, совершенно не похожее на земное создание». Когда внутри помещения стало светло, это «нечто» поднялось на ноги, обернуло вокруг себя перепончатые крылья, похожие на крылья громадной летучей мыши, и уставилось на Альверико горящими красными глазами. Оцепеневший Альверико был не в силах пошевелиться и только молча смотрел в эти немигающие гипнотизирующие глаза. Так прошло две или три минуты. Наконец существо шевельнулось, с глухим рычанием попятилось к противоположной двери, затем спрыгнуло на землю и исчезло в темноте.
Еще одна встреча с подобным существом произошла 24 февраля 1976 года примерно на 400 километров севернее, в городе Сан-Антонио. Здесь три молоденькие учительницы, ехавшие на работу по пустынной пригородной дороге, увидели, как потом рассказывала одна из них, «громадную птицу, крылья которой имели размах метров шесть, если не больше. И летела она над нами так низко, что тень от нее закрывала целиком всю дорогу». Затем девушки увидели и вторую «громадную птицу», кружившую над стадом коров, пасшихся на пригорке неподалеку от дороги Издали «птица» показалась им похожей на чайку гигантских размеров.
Позже учительницы решили посмотреть, не найдется ли что-нибудь подобное тому, что они видели в утреннем небе, в специальных книгах. Нашлось. Единственная загвоздка заключалась в том, что повстречавшиеся им на дороге «птицы» удивительно напоминали птеранодонов - летающих динозавров, вымерших 150 миллионов лет тому назад.
К середине 1976 года в долине Рио-Гранде разговоры о «больших птицах» постепенно прекратились, поскольку местные жители перестали с ними сталкиваться. Однако 14 сентября 1982 года приблизительно в 16 00 Джеймс Томсон, фельдшер «скорой помощи» из Харлингена, что километрах в шестидесяти севернее Браунсвилла, увидел очень крупное, похожее на птицу существо, пролетевшее совсем низко над скоростным шоссе №100 на расстоянии около 45 метров от него.
- Сначала я подумал, что это радиоуправляемая модель самолета, идущая на посадку, - сказал Томсон корреспонденту местной газеты «Велли морнинг стар». - Но когда существо, перелетев шоссе и опустившись к самой траве, вдруг замахало крыльями, я понял, что это нечто живое. Оно не было покрыто перьями, его кожа имела черный или темно-серый цвет. Я наблюдал, как оно поднялось вверх и улетело. По-моему, оно было очень похоже на птеродактиля».
Международное общество криптозоологов, проанализировав сведения о наблюдениях «больших птиц», отметило, что все они происходили всего лишь на 300 километров восточнее мексиканской территории Сьерра-Мадре-Ориентал - одного из наименее исследованных районов Северной Америки.
В природе существует два вида птиц, не уступающих андскому кондору по размерам и размаху крыльев" королевский и странствующий альбатросы. Эти очень крупные морские птицы могут весить до 12 килограммов и иметь размах крыльев более четырех метров. Но они обитают исключительно в прибрежной зоне морей и океанов, в окраске их оперения преобладают серые и белые тона, и ни одна из них не в состоянии лететь, держа в когтях 35-килограммовую добычу.
В 1980 году в Музее естественной истории округа Лос-Анджелес демонстрировались фрагменты скелета самой большой из известных до сего дня птиц, когда-либо летавших в небе. Эти окаменевшие фрагменты были обнаружены в солончаковых отложениях вдоль берега реки Салинас-Грандес-де– Идальго в аргентинской провинции Ла-Пампа, в 540 километрах к юго-западу от Буэнос-Айреса. Судя по найденным частям скелета, огромная птица, получившая название Argentavis magnificens, имела размах крыльев более восьми(!) метров, а ее длина от клюва до хвоста превышала 3,5 метра. Жила эта птица в миоценовый период кайнозойской эры, то есть от 23 до 5 миллионов лет тому назад.

Информация с сайта: http://www.smoliy.ru/lib/000/001/00000180/nepomn_100_velikih_zagadok_prirody6.htm

Давайте, я вам для начала перескажу вам один небольшой рассказик, который весьма заинтересовал меня лет, этак, «…цать» тому назад.

Стар я становлюсь. Стар и слаб. Спина по ночам болит так, что, если свернусь кольцом, то на утро с трудом разгибаюсь… Лапы совсем не хотят двигаться, в каждом суставе словно по дополнительной кости выросло, а боль какая..! Крылья перестают слушаться… Теперь, чтобы их развернуть, приходится разгибать потихоньку, как пальцы на лапах… Тяжко мне!

А тут ещё и люди одолевают, не дают старику спокойной смерти… Всё суетятся, бегают, копошатся, как муравьи…

И это им, таким глупым и слабым, я должен передать всю мудрость нашего рода?! Великого рода драконов –рожденных из Великого Хаоса, повелителей всех семи сил стихий и этого хаоса?! Кто без нас посеет бурю или нашлёт грозу? Кто засеет землю новыми растениями и заставит солнце обогревать ростки? Эти люди, что ли?!

Они не способны создать ничего стоящего, от них только одна суета и докука…

Почему Великий Змей решил, что все накопленные драконьим родом знания мы должны передать им, этим мягкотелым насекомым? В их маленькой голове не способны удержаться даже элементарные знания об устройстве Вселенной, которые каждый драк знает практически с рождения, а не то, что мудрость и накопленный тысячелетиями опыт поколений наших старейшин! Но…

Я уже не помню, когда в нашем роду появился последний разумный драк... Всё какие-то крокодилы... Вараны... Мы вымираем… Да, нам пора! Что оставим мы на этой земле, кроме безмозглых выродков неудачных союзов? Знание!!! Великое Знание Великого Рода Драконов!

И это должен сделать я, потому, как я – последний из этого рода и я умираю!

«… Аки коршун, кружится Змей Горыныч над теремом княжеским, выжидает, когда же выйдет из него племянница князя - ясная, пригожая Забава Путятична.

Вышла Забава с подружками из терема, погулять в саду тёплым утречком, налетел на нее тёмным вихрем Змей, схватил когтями и унес в логовище свое поганое.»

Почему она так кричит? Мои старые ушные перепонки не выдержат такой высокий звук! Пожалела бы старика – заткнулась бы хоть на час! Нет же, орёт, стоит мне только шевельнуться!

Может, Великий Змей ошибся, и лучше её всё-таки сожрать? Я так давно не ел человеческого мяса…

Нет, она молода и здорова, ведёт свою линию от родителей, которые получали хорошее питание и жили в условиях лучших, чем остальные представители её породы, значит, её мозг не иссушен и она должна быть хорошо обучаема.

Но почему она так орёт?!! Замолчи!!!

«…Услышала рёв звериный Забава Путятична, подняла голову - смотрит на неё чудище страшное, туловище змеиное о трех головах, о семи хвостах. Когти сверкают железные, крылья - огненные, солнце закрывают, красное пламя из пасти пышет, дым из ноздрей валит!»

Она ещё и в обморок падать надумала!

До этого я пытался установить контакт с особями мужского пола, они хоть не такие нервные были, но уж больно драчливые!

А эта драться не лезет, да ей и не надо – она своим ультразвуком кого хочешь, до смерти доведёт! А так – хоть молчит, а это хорошо…

Пойду, вздремну, пока она молчит…

Кто-то мне рассказывал, что эти люди думают, что мы собираем золото из жадности. Смешно! Вот они спят на каких-то подстилках, чтобы не замёрзнуть… А нас золото греет. Чем толще подстилка – тем теплее, да…

Вот посплю недолго, много ли старику надо, и попробую наладить с этой истеричкой ментально-телепатическую связь, может и удастся её чему научить…

А пока – спать! Совсем меня, старика, этот полёт и её крики вымотали…

«…Прискакал к пещере Змея Горыныча Добрыня Никитич, и стали они биться не на жизнь, а на смерть. Тяжело богатырю русскому: три дня боролся он со змеем.

К вечеру третьего дня с новой, невиданной силой ударил Добрыня Змея плеткой. Пал Змей, и отрубил ему Добрыня все его поганые головы!

Освободил Добрыня Забаву Путятичну, посадил ее с собой на коня и в путь, в стольный град Киев, к Владимиру Красное Солнышко.»

Действительно, большинству людей были по-настоящему интересны только четыре вещи:

  1. как избежать встречи с драконом?
  2. как отбиться от дракона, если всё же встречи не избежать?
  3. где хранит дракон свои сокровища?
  4. как эти сокровища можно приобрести в собственность?

Почему-то хвалёная любознательность человека на драконье племя не распространялась. А зря! Похоже на то, что все драконы были, так или иначе, связаны с силами Хаоса, и, возможно по этой причине, казались большинству людей неспособными нести ничего, кроме смерти и разрушения.

Определив для себя, что драконье племя – опасно для рода человеческого, люди с завидным воодушевлением изничтожали каждую особь, которая появлялась в пределах видимости, совершенно не беря в расчет, что драконы владели этими землями задолго до появления людей.

Теперь земли нужны были людям и люди совершали самозахват драконьих угодий, нарушая при этом не только права законных владельцев (драконов), а зачастую это чёрное риэлторство заканчивалось смертью потерпевшего.

Всё это беззаконие творилось под лозунгом: «Смерть чудовищам!», стыдливо умалчивая, что человеческая цивилизация достигает новых высот, путём истребления древнейшей разумной расы и попросту грабя её.

А некоторые из драков были поистине уникальны!

Взять, к примеру, Тифона с его сотней голов и колеблющей земную твердь поступью. Прямо насмешка какая-то над самой идеей природной организации!

В отличии от других живых существ, драконьи особи совершенно не поддавались какой-либо общей классификации и, создавалось стойкое впечатление, что каждая особь принадлежит к отдельному виду.

В Европе водились хищные, огнедышащие чудовища, несущие всякие бедствия: голод, смерть, эпидемии чумы и холеры.

В Азии и на Востоке, напротив, обитали могущественные и полезные существа.

Но и в Европе, и в Азии, и на Востоке драконы вызывали восхищение своей громадной силой. Многие царственные династии с гордостью утверждают, что ведут свой род от драконов.

Поскольку и в Европе и в Азии драконы существовали от начала времён, при всей их несхожести друг с другом, судя по противоречивым описаниям, в них всё-таки можно найти немало общего.

Эта раса имела покрытое чешуёй тело, похожее на змеиное, острые клыки и когти, огненное дыхание и самовозгорающуюся кровь.

В подавляющем большинстве эти существа обладали сверхъестественным чутьём и зрением (кстати, само слово «дракон» происходит из того же корня, что и древнегреческий глагол «видеть»).

Судя по описаниям летописцев, большинство могучих зверей были от 7 до 70 м. в длину, встречались особи не с одной, а с двумя и более головами (Сеш – любимец и друг бога Вишну, имел 11 голов).

Но, будучи порождением ветра, воды и бури, драконы, подобно стихиям, отличались непоследовательностью своих поступков, были подвержены резкой смене настроений, подозрительностью и вспышкам гнева.

Многие из них умели становиться невидимыми, многие – принимать чужое обличье, почти все имели огненное дыхание и почти все умели говорить, хотя частенько в общении с людьми предпочитали телепатические послания прямо в мозг собеседника.

Мощь и свирепость этих чудовищ были таковы, что считалось, что они охотятся на слонов. По сей день в Эфиопии существует другое название драконов, простое и не затейливое: слонобой.

Плиний Старший – древнеримский учёный и античный природовед утверждал, что лично наблюдал способ охоты драков на этих гигантов животного мира:

Дракон, свернувшись кольцами, затаивается в реке в ожидании того часа, когда слоны придут на водопой. Наметив жертву, дракон кидается вперёд, хватает слона за хобот и вцепляется ему за ухом – единственное место, где слон не может достать хоботом. Драконы так велики, что в один присест могут высосать из слона всю кровь!

Вот, пожалуйста, ещё и обвинение в вампиризме! Где справедливость?! Чуть позже и Брем Стокер внесёт свою лепту в вампирическую клевету о драконах, написав свой известнейший роман "Дракула", где главный злодей также происходит из рода драконов.

Зачастую драконы, испытывая непреодолимую любовь к золоту и драгоценностям, становились добровольными стражами артефактов, которые люди, в невежестве своём, считали своей личной собственностью. Примером тому – дракон Ладон, охраняющий Золотые Яблоки Познания в садах Океана, дракон Колхиз, сын Тифона и Эхидны, живший в роще Колхиды и самоотверженно охраняющий Золотое руно, и многие другие.

Другой же герой Эллады, Кадм, сразил дракона, вонзив копьё в страшную пасть, а на благодатной местности, принадлежавшей раньше дракону, построил свой город – семивратные Фивы.

А тело несчастного змея Кадм закинул высоко в небо, и там появилось созвездие Дракона, что и поныне обвивает Полярную звезду, а по ночам с укором взирают на землю драконьи глаза – звёзды Этанин и Альвайд.

И это лишь малые примеры того, как человек, прикрываясь ролью драконоборца, на самом деле решал свои, вполне меркантильные вопросы.

Но всё-таки не только массовое истребление драконов представителями человеческой расы стало единственной или главной причиной постепенного исчезновения драконьего племени.

Видимо, потомки Великого Змея носили в себе мощный рецессивный ген, который давал о себе знать с каждым новым поколением этой некогда могучей разумной расы.

Происходило измельчание её представителей и снижение у них умственных и магических способностей.

Постепенно, из могучих, почти космических существ, гигантские разумные змеи превращались в существа, одолеть которые стало под силу человеку, вооружённому острым мечом, достаточной отвагой и решимостью.

По мере измельчания драков, их уже можно было относительно классифицировать по сходству анатомических особенностей, по зависимости среды обитания и по,так сказать, функциональным предназначениям.

Сложилась вот такая классификация:

  • Виверн. Внешний вид: Крылат, имеет свёрнутое винтом тело и пару орлиных лап.
  • Амфиптер. Внешний вид: Крылат, но не имеет лап.
  • Гивр. Внешний вид: Безкрыл и не имеет лап, полное сходство с огромной змеёй, но сохранил типичную «драконью» голову.
  • Линдворм. Внешний вид: переходная форма между виверном и гивром. Марко Поло утверждал, что неоднократно встречал подобного змея во время своего путешествия по Центральной Азии.
  • Геральдический дракон. Внешний вид: наиболее сохранивший «классические драконьи черты», но лишённый разума летающий змей, являющийся самой опасной вырожденческой формой.

И только на Востоке драконы, даже потерявшие магические способности и устрашающие размеры, продолжали жить рядом с людьми и являлись почитаемыми стражами императорских дворцов и хранителями сокровищ.

И только у восточных драконов на лапах насчитывается не три пальца, как у европейских, а по четыре, или даже по пять. Исходя из этого, можно сделать смелый вывод: европейские и восточные драконы имеют разных предков и принадлежат к разным разумным расам.

На Востоке люди по прежнему испытывают к своим дракам довольно сложные чувства: привязанность и, вместе с тем, священный трепет.

«Сверкающий Бог Востока!» - так обращались китайцы к своему императору.

Точно так же они обращались и к драконам.

До наших дней дошло сказание, что Великий Император Ху Ан Дин (Жёлтый Император), правивший Китаем в XXVI веке до н.э., прибыл в эту страну из другого мира «за 80-ю пределами и пустотами» вместе с драконом Чен Ху Ан, который был верным советником императора и научил людей множеству полезных ремёсел, а самое главное – научил их изготовлять стеклянные зеркала, которые стали мини-символами дракона.

С тех самых пор каждая уважающая себя китайская (и не только китайская!) женщина носит на одежде (или в сумочке) небольшое зеркальце, вверяя себя защите Сверкающего Бога Востока, отражая от себя «дурной глаз», привлекая к себе красоту и «драконье» здоровье, и надеясь получить хоть каплю того дара предвидения, которым обладали истинные драконы.

И, судя по всему, у них это неплохо получается! И, надо заметить, что подобным даром обладают практически все женщины мира!

Если женщина Востока услышит в свой адрес: "Да Вы - истинная змея, дорогая!" - она зардеется от удовольствия, а вот европейка вряд ли получит положительные эмоции от подобного комплимента. Хотя зеркальце в сумочке тоже носит! Почему бы так?

А в конце пусть и длинного, но далеко неполного рассказа об ушедших Великих Властителях Земли, хочется пожелать всем сверкающей, как драконьи сокровища удачи, крепкого, как драконья чешуя, здоровья и ясной драконьей мудрости!!!

Однажды в дневнике, принадлежавшему Джерому Гарсею, агенту одной из торговых компаний Англии, была обнаружена интересная запись. В 1589 году он направлялся в Россию и, проезжая через Польшу, увидел очень странное явление. По его словам, он вечером выехал из Варшавы и переехал реку, на берегу которой заметил крокодила.

Он был мёртв, а брюхо у зверя было всё изодрано копьями. От внутренностей крокодила исходила страшная вонь, и как оказалось позже, он был ядовитый. Джерому Гарсею не повезло, и с отравлением ему пришлось пролежать некоторое время в ближайшей деревне. К счастью, он быстро вернулся в прежнее состояние. Неужели это доисторические ящеры, которые смогли выжить? Или драконы существуют?

Василий Штыков, земский комиссар оставил бумагу, что была найдена в архивах Арзамаса, в которой рассказывается о совершенно невероятных вещах. 4 июня 1719 года резко возникла сильнейшая буря, пошёл град, из-за чего многие домашние животные погибли. И в этот момент спустился с неба огромный змей, который источал ужасное зловоние. Люди схватили это существо и закрыли в бочке с крепким вином.



Сигизмунд Герберштейн, австрийский посол, который находился в России в 1517 и в 1526 годах, также наблюдал странные вещи, которые оставили у него воспоминания. Он рассказал о том, как видел людей, которые держат у себя необычное домашнее животное. Эти змееподобные существа имеют четыре короткие ноги, и очень похожи на ящериц, только они значительно больше по размеру. Тело их достаточно полное и чёрного цвета. Они не подходят, а ползут к оставленной пище. Люди боятся, и воспринимают их как некоего идола, которому нужно поклоняться и боготворить его. Всё это очень впечатлило посла Австрии.

Драконы острова Комодо

В Яванском море, на острове Комодо в 1912 году случилась авиакатастрофа. К счастью, лётчик самолёта выжил, но когда он прибыл домой, стал рассказывать всем совершенно немыслимые истории. Он говорил о том, что на острове обитают неизвестные науке чудовища, готовые проглотить всё живое. Но, ему никто не поверил. Лишь через несколько лет, в 1926 году на этот остров отправилась экспедиция, в составе которой были зоологи. Им удалось засвидетельствовать тот факт, что лётчик был прав.



На острове, и правда, жили страшные монстры, которых они назвали драконами острова Комодо. Известно, что длина этих ужасающих животных достигает порядка 3,5 м, а вес – целых 150 кг. Они славятся большой агрессивностью и кровожадностью, питаются овцами и антилопами. Их численность достигает около тысячи особей.

Один немецкий охотник, который славился тем, что убил немало опасных и хищных зверей, вроде тигров и львов, погиб при таинственных обстоятельствах на острове Комодо. Он пропал после того, как отправился за стаей варанов. Позже возле болота удалось обнаружить только его сломанную камеру и обувь. Вполне вероятно, что он стал жертвой доисторических ящеров, и смог лично убедиться в их существовании.

Утилизированный дракон

Возможно, и в русских лесах когда-то в своё время обитали страшные твари. Эта мысль возникает, если взглянуть на герб Москвы. На нём нарисован Георгий Победоносец, который своим копьём пронзает большого змея. А вдруг, этот змей не выдумка, и он действительно когда-то обитал в лесах России?

Как-то жителю Англии, Дэвиду Харду посчастливилось найти в своём гараже удивительную вещь. Он обнаружил цилиндрический контейнер, внутри которого находился восьмидесятисантиметровый заспиртованный дракон. Дэвид сфотографировал находку, и отправил фотографии в СМИ. Как позже выяснилось, дракон оказался всего лишь муляжом, единственное, что вызывало интерес – это документы, которые находились при нём.



Письмо было на немецком языке, и написано в XIX веке. Именно в этот самый период происходила жёсткая конкуренция между британскими и немецкими учёными. Из письма стало понятно, что экспонат дракона был отправлен на утилизацию английским музеем. Оказалось, что когда-то давно дед Дэвида работал на вокзале носильщиком, и в его руки попал этот дракон. Он хотел сохранить экспонат, и поэтому спрятал в гараже. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существует множество фактов, подтверждающих, что драконы существуют.

Похожие статьи