Методика профильного обучения биологии. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии Целеполагание как важный элемент профильного обучения

– профильный (11–12-й классы средней (полной) школы).

С целью усиления воспитательного и развивающего потенциала биологического образования, увеличения его вклада в общекультурную подготовку учащихся следует:

– расширить знания прикладного характера, в том числе по основам санитарии и гигиены, составляющие основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространением СПИДа;

– повысить экологическую направленность содержания биологических знаний, обеспечивающих воспитание экологической грамотности, осознание необходимости сохранения системы «человек–природа–общество»;

– увеличить долю знаний этического, эстетического, гуманитарного характера, составляющих основу формирования ценностной ориентации к объектам живой природы, к человеку как одному из объектов живой природы.

особенность содержания профильного обучения

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки). Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование.

По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется.

На элективных курсах подготовкаспециализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся

Профильный этап изучения биологии, (11–12-й классы средней (полной) школы

В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократизации и дифференциации образования. Учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: гуманитарный, общеобразовательный, биолого-химический, физико-математический и др.

В небиологическом профиле должно присутствовать инвариантное ядро общеобразовательной подготовки по биологии. В биолого-химическом, где увеличено время на изучение биологии до 3–4 ч в неделю, углубление может идти по нескольким направлениям: экологическому, медицинскому, сельскохозяйственному и др. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет своей целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в вузе.

Изучение биологии на профильном этапе может осуществляться в рамках систематических курсов, включающих инвариантное ядро содержания, но отличающихся по объему и глубине изложения материала, а также прикладной направленности. В соответствии со спецификой учебно-воспитательных задач в классах того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется его вариативной составляющей.

Курс биологии в старшей (профильной) школе раскрывает важнейшие законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последних лет в исследовании биологических систем разных уровней организации живой материи, развивает у школьников понимание величайшей ценности жизни, составляет базу для осознания экологических проблем и путей их решения. Он обеспечивает преемственность знаний, полученных в курсе общей биологии в 10-м классе. [...]

Реализации экспериментальных методов, применяемых в обучении биологии, будет способствовать система лабораторных работ, экскурсий в природу, знакомство с местными экосистемами, основными производствами, практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, самонаблюдения. Наряду с традиционными формами и методами обучения должны применяться моделирование ситуаций научного поиска, учебные и деловые игры.

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Учитель профильного класса – продвинутый учитель. Он хорошо знает свой предмет, владеет методикой обучения своему предмету. Он владеет методикой профильного обучения.

Предмет биологии – объекты и процессы природы. Методика же биологии не занимается исследованием этих объектов, не открывает фактов и закономерностей в жизни растений и животных. Предмет ее исследования – процесс обучения и воспитания на материале конкретной дисциплины. Таким образом, предмет и задачи методики не совпадают с предметом и задачами соответствующей науки.

Задачи методики профильного обучения можно определить, исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения. Как и дидактика, методика профильного обучения ищет ответы на вопросы:

  • - чему обучать? – определение содержания профильного обучения, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу;
  • - для чего обучать? – цели профильного обучения, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности;
  • - как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

Средством подготовки учащихся к жизнедеятельности, в том числе профессиональной, является содержание образования.

Большинство авторов отмечают, что сущность содержания образования состоит в том, что оно выступает как социальная цель, социальный заказ общества системе образования в целом. Однако В.В. Краевский отмечает, что необходима педагогическая интерпретация этой категории, которая состоит в определении зависимости объема и структуры проектируемого содержания образования от закономерностей обучения и реальной специфики средств, с помощью которых педагог делает содержание образования достоянием обучаемого. В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования, представленные В.В. Краевским (Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – с. 8 – 10).

Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из цели превращается в средство саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей.

В настоящее время наиболее обоснованной в педагогике считается структура содержания образования, предложенная И.Я. Лернером, которая включает в себя:

а) систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучаемых адекватной диалектической картины мира, вырабатывает системный методологический подход к познавательной и практической деятельности;

б) систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности;

в) основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

г) систему норм и отношений людей к миру и друг к другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности (Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.).

Цели профильного обучения биологии имеют два аспекта: предметный и личностный. Когда обучение рассматривается с предметной (объективной) стороны, говорят о предметном аспекте целей обучения. Предметный аспект – это овладение обучающимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, включает цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией предметных целей. Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.

Чтобы управлять познавательной деятельностью, учитель должен уметь определять первоочередные цели, т.е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащиеся ясно и четко понимали их смысл

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Виды педагогических целей многообразны. Педагогические цели могут быть разного масштаба, они составляют ступенчатую систему. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации. Здесь – цели профильного обучения.

Цель образования – подготовка молодого поколения к активной общественной жизни. Цель обучения конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения.

Методы обучения в профильной школе должны, наряду со знаниями, способствовать усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности, освоения более сложного содержания, чем это предусматривается в образовательном стандарте.

Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии, творческие встречи и др. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; очень важно проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; проведение эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки, практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах. Особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности.

Профильное обучение предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и содеятельности:

– выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика – основная цель образования;

– изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;

– разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно выработанным и социально значимым опытом;

– направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты);

– осуществление с помощью индивидуальных траекторий обучения выхода за рамки одного учебного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решение жизненно важных для ребенка проблем на интегральном уровне.

Эффективность процесса образования зависит (и это не единственная зависимость) от формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В традиционном образовании учитель сообщает информацию, ученик воспроизводит ее, причем оценка во многом определяется полнотой и точностью воспроизведения; при этом упускается из вида, что усвоение материала связано с его осмыслением. Интересно отметить, что А.Эйнштейн писал о современном обучении: «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность…» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1965. – с. 5). Проблема заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы.

Ученики не просто усваивают готовые знания, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом – «творец» этого знания, участник его рождения. Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно-значимым.

Переход к профильному образованию обострил проблемы готовности преподавателей к поиску адекватных методов и технологий образования. Результаты исследований показали, что большинство учителей испытывают трудности по двум проблемам:

1. При перестройке позиции личности в отношениях с обучающимися – от авторитарного управления к совместной деятельности и сотрудничеству.

2. При переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные занятия – на продуктивную и творческую учебную деятельность.

Даже при высоком уровне профессионального мастерства самой трудной задачей была смена личностной установки, становление сотворческой обстановки в процессе образовательной деятельности. Новый подход к организации образовательного процесса требует от педагога, чтобы в его сознании всегда было представлено сознание ученика. Учитель должен уметь, во-первых, организовывать понимание учащихся в коммуникации с ним, что достигается через:

– уход от многозначительности высказываний;

– иллюстрирование мысли примерами;

– удержание предмета обсуждения или фиксацию момента его смены на другой предмет;

Во-вторых, уметь исследовать фактическое непонимание учеников. Это означает выдвижение, практическую проверку и корректировку своей гипотезы о том, какие реальные смыслы «осели» в сознании ученика, какие остались скрыты и какие оказались искаженными.

В-третьих, уметь исследовать причины непонимания учеников. Работа с пониманием учеников – это всегда работа в конкретной и уникальной ситуации, к которой нельзя быть готовым заранее. И, тем не менее, при подготовке к занятию педагог может уже предусмотреть, как тот или иной ученик будет понимать происходящее в учебной ситуации. Эта работа связана с организационно-педагогическим сценированием, и его наличие в арсенале учителя говорит о высоком уровне педагогического профессионализма. Высший уровень мастерства будет задаваться тем, что педагог не только может сам организовать учебную ситуацию, провести исследование непонимания или диагностику, но еще и формирует у учеников эти способности.

Технологические карты по биологии с целеполаганиями учителя и ученика для школ разных типов.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуал ьной образовательной траектории.

На примере биологических дисциплин можно увидеть, как в образовательной программе школы акцентируются, или конкретизируются результаты образовательного стандарта для учителя:

  • - в школе с математическим уклоном учебные курсы биологии и экологии приобретут для ученика дополнительное целеполагание, интегрирующее знания о природе с математическим аппаратом исследования и анализа;
  • - для учащихся гуманитарных классов в целях биологических дисциплин будут доминирующим компонентом социализирующие цели, выводящие предметные знания на уровень биосоциальных структур и служащие поддержке процессам самопознания и самоопределения ученика;
  • - в школах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин цели обучения на уроках биологии и экологии будут служить расширению и углублению научных знаний, т. к. обучающиеся с высоким уровнем мотивации на предмет готовы к принятию такого целеполагания.

Технологическая карта урока для учителя.№1

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для массовой школы)

Целеполагание для ученика

1. Знать названия и функции органоидов клеток.

2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

3. Знать сущность клеточной теории

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.


обучающихся.

Технологическая карта урока для учителя. №2

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ математико-экономического профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции 14 органоидов клеток.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики. Уметь построить алгоритм исследования клетки в соответствии с конкретной задачей.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Технологическая карта урока для учителя. №3

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ естественнонаучного профиля)

Целеполагание для ученика

Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. Уметь "сконструировать" заданный тип клетки.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Знать методы цитологии как науки и значении этой науки для практики. Знать области применения основных методов цитологии.

Знать правила работы с мик­роскопом, уметь приготовить и /или рассмотреть препарат

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • -организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.


Технологическая карта урока для учителя. №4

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ гуманитарного профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции органоидов клеток. Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы.

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

Уметь различать их на схеме, рисунке и уметь назвать их составные части.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Литература

1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Интерс, 1995. – 135 с.

2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с.

3. Богин В.Г. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: ИТО МИО, 1994. – 288 с.

4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 96 с.

5. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.

6. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М.: Логос, 1994. – 208 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

8. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.

10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997.

11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособ. – М.: МПУ, РПА, 1996. – 268 с.

12. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

13. Хассард Дж. Уроки естествознания / Пер. с англ. – М.: Центр «Экология и образование», 1993. – 121 с.

М. П. Трунова,

заместитель директора по УВР,

учитель биологии,

ГБОУ «СОШ №588» ,

г. Санкт-Петербург

  • Голубева Елена Александровна , студент
  • Вологодский государственный университет
  • КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  • БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
  • ПРОФИЛИЗАЦИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • МЕТОД ПРОЕКТОВ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профильное обучения в старших классах средней общеобразовательной школы являются одним из направлений модернизации системы образования. В данной статье сделана попытка рассмотреть особенности эффективной организации профильного обучения биологии.

  • Использование облачных сервисов в работе школьного учителя
  • Развитие учебной деятельности на уроках биологии средствами информационных технологий
  • Горизонтальное и вертикальное развитие учебной деятельности средствами информационных технологий
  • Проблемно-поисковая деятельность учащихся на уроке биологии
  • Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении

Модернизация системы образования в России имеет несколько направлений, одно из которых организация системы профильного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Сегодня особенности профилизации в школе связаны со всевозможными путями ее реализации.

В ключевом нормативном документе по данному вопросу «Концепция профильного обучения» отмечено, что профильное обучение предполагает учитывать самоопределение и способности учащихся.

Одним из главных понятий профильного уровня является компетентность – это способность к решению профессиональных и прикладных вопросов, благодаря компетенциям – знаниям, умениям, опыту.

В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Вологды профильная подготовка идет с VIII класса, это стало возможным за счет часов учебного компонента общеобразовательного учреждения. В учебном плане профильных классов дисциплины разделены на предметы базового и профильного уровней. При изучении предметов, отвечающих базовому стандарту учебного предмета, формируются представления о профобразовании и профессиональной области, понимание связи дисциплины с будущей профессией. Профильный уровень подготавливает к профессиональной деятельности, а также позволяет приобрести практический опыт деятельности.

Биология - это один из предметов естественно-научного цикла, позволяющий обогащать и формировать внутренний мир человека.

Смысл профильного обучения биологии заключается в формировании свободной личности, грамотной биологически и экологически, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде.

Структура и содержание курса биологии отвечает закономерностям развития познавательных возможностей обучающихся, а также показывает систему понятий биологии, ее место в культуре. Обучающиеся могут выбрать направление биологического образования - базовое или профильное. Для базового уровня характерно применение объяснительно-иллюстративных методов. В классах с профильным уровнем обучающиеся включаются в проектную деятельность: информационную, творческую, исследовательскую, имеющую практическую направленность . Это позволяет развивать биологические компетенции и качественно усваивать биологические знания.

В естественнонаучном цикле предметов уроки биологии занимают важное место. Часть общеобразовательных задач профилизации старшей ступени могут быть решены, если с первых уроков биологии заниматься в системе подготовкой обучающихся к проведению наблюдений в природе, знакомить школьников с многообразием растительного и животного мира, учить познанию своего организма. В структуру урока необходимо вводить задания различного типа: решение тестовых заданий и расчетных задач, выполнение лабораторных и практических работ, составление сводных таблиц, работы с текстом и рисунками, а также решение задач прикладного характера. Умения описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сопоставлять, анализировать биологические объекты и явления развиваются при использовании системно-деятельностного подхода в обучении биологии. В результате обучения у школьников формируются базовые компетенции: учебно-познавательные, исследовательские, общекультурные, коммуникативные; развивается системное мышление, восприятие фундаментальных теорий и закономерностей биологии.

Особенностью методической работы учителя в профильных классах являются: освоение содержания новых учебно-методических комплексов, методов реализации компетентностного подхода. Нельзя не отметить, что применение современных педагогических и информационных технологий развивают познавательную активность и познавательную самостоятельность обучающихся. При этом уместно использовать комплексный подход в применении методов профильного обучения: дифференцированное обучение, учет индивидуальных особенностей обучающихся, модульное обучение, проектный метод. Применяются современные технологии обучения в профильных классах: обучение на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах, использование информационно-коммуникативных технологий и исследовательского метода обучения .

На уроках биологии процесс обучения необходимо преобразовать таким образом, чтобы мышление преобладало над памятью, а самостоятельная работа обучающихся - над монологом педагога. Одним из современных подходов к обучению является деятельностный подход, который ориентирован на усвоение знаний и способность использовать их на практике.

Целесообразное использование ресурсов всех компонентов базисного учебного плана школы создает оптимальную возможность для достижения целей модернизации биологического образования.

В результате на основе профильного обучения сформировалась определенная технология по организации учебного процесса: 1) предпрофильная подготовка учащихся; 2) комплекс профориентационных услуг; 3) анкетирование учащихся; 4) анализ результатов опроса обучающихся; 5) диалог с родителями обучающихся; 6) составление перечня спецкурсов и утверждение их на методическом совете; 7) создание системы средств контроля за качеством обучения школьников; 8) учебные предпрофильные курсы, с целью повышения качества набора обучающихся в профильные классы; 9) уточнение учебного плана школы; 10) составление плана отчетности и ведения документации в классах профильного обучения; 11) контроль за качеством обученности; 12) оценка качества знаний учащихся по предметам базового и профильного уровня; 13) привлечение обучающихся для участия в творческой деятельности и исследовательских проектах; 14) участие в олимпиадном движении школьного, муниципального и регионального уровней .

Такая организация профильного обучения делает возможным учителю обстоятельно подготовить обучающегося к продолжению образования. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения области и страны. Таким образом, согласно «Концепции профильного обучения» обучающимся старших классов предоставляется право самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Эффективность, функциональность и индивидуальность образования в школе - это основная идея обновления старшей ступени общего образования. Обучение в профильной школе помогает школьникам реализовать свои индивидуальные склонности к образованию.

Список литературы

  1. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2010. C.177
  2. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю., Павлова Т.А. Профильная смена «Интернешка» // О.Б. Голубев. - Народное образование. 2014. № 2. С. 195-199.
  3. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: дисс…. канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Вологда, 2010. C.23
  4. Голубев О.Б. Сетевые проекты в обучении информатике и математике / О.Б. Голубев. - Вологда, 2011. C.123
Статья « Особенности преподавания биологии в профильных классах »

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки - раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания. Без широкого знания биологических закономерностей невозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества. Социально - политические преобразования в стране в последние годы, создали условия для многостороннего процесса широких изменений в сфере образования. Биология - это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Решению задач модернизации современной общеобразовательной школы способствует дифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определенной области познания, вызывающая наибольший интерес у школьников, с которой они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию.

Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда”.

Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается три компонента в содержании образования старшеклассников:

Базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

Профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

Элективный компонент (компонент по выбору): ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля: например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Промышленные технологии, Сельскохозяйственные технологии, Психология, Гид-переводчик, Военное дело, Дизайн и т.д..

Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложные общеобразовательные задачи профилизации на старшей ступени не могут быть успешно решены, если к изучению систематического курса биологии не готовить учащихся с первых лет обучения биологии в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений в природе, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

В рамках предпрофильного обучения необходимо с самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока вводить не только тестовый материал, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками, но и задачи прикладного характера. На уроках использую мультимедийные средства обучения, включаю в презентации много наглядных рисунков, анимаций, видеороликов, использую компьютерные формы контроля. В работе с 5 по 11 класс мне помогает УМК линии И.Н.Пономаревой.

Профилировать учащихся можно фактически из урока в урок. Важно в обучении использовать системно - деятельностный подход , благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например, при изучении клетки в 6 классе мы обучаем детей распознавать растительные клетки, их разнообразие и строение. В 7 классе закрепляем знания о клетке и учим сравнивать животную и растительную клетку, в старших классах анализируем связь строения и функций органоидов клетки и рассматриваем клетку как целостную систему. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии.

Цель профильного обучения биологии в старших классах - подготовка биологически и экологически грамотной, свободной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде - земной и космической; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления, экологической культурой; способностью ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях картины мира; обладает знаниями методов, теорий, стилей мышления, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в любой области материальной или духовной культуры, в частности, для постановки и решения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образа жизни и успешного сотрудничества со специалистами - биологами, экологами, врачами, инженерами и др.

В рамках темы «Человек как житель биосферы» в 9 классе на уроке рефлексии: «Оценка качества питьевой воды» на этапе локализации индивидуальных затруднений возник вопрос: «Каковы санитарно-гигиенические нормы качества питьевой воды», в ходе построения проекта проблема вызвала затруднения, при обобщении которых ребята поинтересовались: «Можно ли определить качество питьевой воды в водопроводном кране нашей школы?». Так предметный проект превратился в надпредметный интегрированный исследовательский проект «Вода, которую мы пьем», важно, что учащиеся самостоятельно обнаружили и сформулировали учебную проблему, определили цель учебной деятельности, выбрали тему проекта, выдвинули версии решения проблемы, самостоятельно нашли средства достижения цели, составили в группе план решения проблемы (выполнили проект), защитили проект и результаты представили общественности.

В основе профильного биологического образования должен быть особенный курс биологии, построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах. Содержание курса должно отражать систему понятий биологии, ее место в культуре, а структура соответствовать закономерностям развития познавательных возможностей школьников. В зависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного.

При переходе на профильное обучение педагог стоит перед необходимостью выбора учебно-методического комплекта (УМК), который в той или иной степени помог бы решить проблемы содержания, методов и технологий обучения. Переход должен быть логичным, поэтому с 5 класса я работаю по линии И.Н. Пономаревой , мне помогают ее методические пособия во всех классах. В учебниках для 10–11-х классов «Общая биология» под ред. И.Н. Пономаревой отражен современный уровень научных биологических знаний. Ему соответствует и принципиально новое построение учебников, учитывающее особенности профильного обучения. Изложение основ различных биологических наук воплощено в определенном структурировании материала учебников: основное ядро знаний и два дополнительных компонента – общеобразовательный и профильный. Такое разделение учебного материала обеспечивает необходимый уровень знаний, который соответствует тому выбору, который учащиеся сделали относительно своего будущего образования или рода деятельности. Таким образом, для общеобразовательного профиля в учебнике предусмотрены модули для гуманитарного и общеобразовательного профиля. В оглавлении они выделены разными цветами, что позволяет легко в нем ориентироваться. Каждый образовательный модуль может использоваться отдельно или, по усмотрению учителя, дополняя другие. При переходе на стандарты 2 поколения предлагаются учебники для 10-11 классов базового и профильного уровня.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

Освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

Ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке.

Чтобы пробудить в детях желание изучать биологию в профильных классах в среднем звене использую предметное игровое моделирование. В ходе изучения темы «Природное сообщество» детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов, дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.

Метод самостоятельного проведения биологических исследований - создание информационной модели школьного двора. Которая вот уже пятый год воплощается в реальность на нашем пришкольном участке благодаря социальному проекту «Школа – мой второй дом». Наш проект – результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения пусть и не глобальных, но важных социальных и экологических вопросов.

О владение умениями самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к собственному здоровью и окружающей среде (проект «Дары малых рек Успенского района»).

Воспитание убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования (изучение организмов, занесенных в Красную книгу).

Приобретение компетентности в сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера), в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

В рамках предпрофильной подготовки учащихся важно проводить элективные курсы в 9 классе. Курсы «Заповедники Российской Федерации» «Гематология» «Мир растений» обеспечивают переход на профильное обучение в 10-11 классах в рамках естественнонаучного профиля школы.

Для усиления экологической направленности обучения наряду с инвариантной частью - курсом общей биологии - в содержание образования в старшем звене могут входить элективные курсы по экологии и биосфере. В случае усиления медикобиологической направленности обучения наряду с курсом общей биологии целесообразно вести курсы “Здоровье и окружающая среда”, “Основы цитологии и гигиены”. Сельскохозяйственную направленность химико-биологическому профилю придадут курсы по физиологии растений с основами растениеводства, по физиологии животных, генетике и селекции.

Внеурочная работа по биологии является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика которой определяется учителем в зависимости от его опыта и возможностей, интереса учащихся. Эта работа может быть групповой, индивидуальной. При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Исследовательская деятельность моих учащихся основана на проектах социальной направленности, они нацеливают на глубокое изучение проблемы, предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формулирование выводов . Мы изучаем экологическую обстановку нашей Малой Родины, качество Кубанских товаров.

Результаты проектно-исследовательской деятельности ребята представляют общественности (в первую очередь учащимся нашей школы) в форме устных журналов. Журнал «Просит помощи Земля» состоит из 3 страниц: первая «Воздух», вторая «Вода», третья «Биосфера» и каждая – результат исследований в природе.

В заключении хочется отметить, что разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей модернизации биологического образования подрастающего поколения нашей Родины.

1) Сущность проф.обуч.

2) Цели проф. Обуч.

3) Организация проф. Обуч.

Основная идея обновления старшей ступени общего образ. состав. в том, что образ. должно здесь стать более индивидуально функциональным и эффективным.

Согласно конц. модернизации российского образов. На период до конца 2010 от 2001 ода на старшей ступени общеобразоват. школы предусматрив. проф. обучение став. задачу создания « системы спец. подготовки старших классах общеобразовательной школы, ориент. на индивидуальное обучение, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе

1.Вид предмета

2.Совокупность основных черт характеризующих проф. специальность хоз-ва

3. Совок. спец. деятельности, а также характер производ. или учебной уклона

4. Уклон – направленность к чему-нибудь, какой-нибудь специализации

5.Проф обучение (согл. концепции проф. обучения 2002 г.) это средства дифференциации и индивидуализации обучения,позволяющему за счет изменения в структуре,содержании и орг. образ, создающ. условия для обучения старшеклассников в соответствии с их проф. интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Дифференциация направлена на то, чтобы в наиб. степени обеспечить индивид. обучение, создать оптимальные условия для выявления и развития способностей каждого школьника.

Цель дифференциации: обеспечить каждому ученику условия для развития склонностей и удовлетвор. в процессе усвоения сод. общего образования

Аспекты дифференциации:

1. Учет индивидуальных особенностей

2. группирование учеников на основании этих способностей

3. вариативность учебного процесса в группах

Система проф. обучения включает

1. базовые общеобразовательные предметы

2. профильное (предметы повышенного уровня)

3. элективные курсы (обязат. для посещения курсы по выбору учащихся входящие состав проф. обучения.

Элективные курсы- альтернативные курсы предназначенные для преодоления проф. однонаправленности обучения и нацелены на разв. у учащихся проф. ориентации и выработки специальных навыков необходимых для самообразования и продолжения образования в проф. учебных заведениях

Группы элективных курсов

1. элективные курсы неспециального назначения (способствуют расширению кругозора,развитию способностей и познавательных интересов учащихся могут быть связаны не только с выбранным профилем



2. элективные спец. курсы и элективные спец.практикумы направленные на внутрипрофильную специализацию обучения

3. Элективные спец. курсы – курсы углубляющие отдельные разделы и темы учебной программы и предназначенные для устранения пробелов в усвоенных знаниях

4. Элективные спец. практикумы – призваны выработ. у уч-ся умения и навыки необх. для работы в области элем. биологических исследований

овладевать навыками общенаучной и биологических методов, выполнения научных методов

Модели организации проф. обучения

1. Внутришкольной (связан с объединением в один образ. уче-нии нескольких.

Обучение учащихся конкретной школы идет с привлечением образовательных ресурсов иных образ. учреждений:

а)связан с объедин. нескольких общеобразовательных уч-й вокруг наиболее сильного выпольняющего роль ресурсного центра

б) основан на кооперации обяз. уч-я с уч-ми высшего,среднео и начального образования

Обучающие:

1. формирование у учащихся знаний об основах современной биологии

2. обеспеч. понимания учащимися сущности в развитии и проявлении жизни на разных уровнях организации

3. ознакомление учащихся с историей разв. биолог. исследований и биологическими методами

4. формирование професс. знач. биолог. знаний и умений определять роль человека в природе на основе понимания законов её развития

Воспитательные:

1. воспитание у учащихся научного мировоззрения

2. воспитание ответственного к природе, уважение к личному и проф. труду

Развивающие

развитие интеллектуальных умений необх. для продолжения образования и самообразования

Принципы проф. обучения:

принципы ф-я содержания проф. курса: гуманизация, фундаментальных биол. знаний

культуросообразность,единство и взаимообусловленность

научноистор; проф. направл. и политехнизм

проф. дифференциция

принципы организации процесса обучения

  1. индивидуализация
  2. единство учебной и поисковой познавательной деятельности
  3. интерес
  4. пробное обучение
  5. диалоговое обучение
  6. единство коллективной и индивидуальной деятельности
  7. творческой активности
  8. самостоятельности
  9. удовлетв. потребностей и мотивов

Ведущая идея структуры проф. курса биологии – биология как система наук:



а) инвариантная часть содержательного компонента –идеи целостности и единства природы, единство природы и человека

б)вариативная часть содержательного компонента- методологич., естественнонаучные и биологические знания, виды деятельности, ценности в рамках содерж. элемента курсов специального и неспециального назначения.

Похожие статьи